С января банки будут передавать в ФНС данные об электронных кошельках
Порядок передачи в ФНС информации об открытии и закрытии россиянами электронных кошельков, разработанный Центробанком, вступит в силу с 6 января. Данное требование распространяется на персонифицированные электронные кошельки с полной и упрощенной идентификацией клиента.
В следующем году банки начнут подавать в Федеральную налоговую службу информацию об открытии и закрытии физическими лицами электронных кошельков в «ЮMoney», «QIWI Кошелек», WebMoney и других сервисах, а также данные об изменении их реквизитов. С 6 января банки смогут сообщать сведения обо всех открытых и закрытых после 1 апреля 2020 года электронных кошельках. Порядок передачи данной информации был установлен указанием Банка России, разработанным в соответствии со вступившими в силу в апреле изменениями в Налоговый кодекс. На данный момент в отсутствие технических требований к передаче данных в налоговые органы банки данные о кошельках не передают.
Изначально электронные кошельки открываются как анонимные, но затем можно пройти либо упрощенную, либо полную идентификацию. Необходимость доступа ФНС к информации о владельцах кошельков обусловлена тем, что электронные кошельки стали уже полноценным средством осуществления платежей и часто выполняют ту же функцию, что и обычные банковские счета. Поэтому для совершенствования налогового контроля информация о них и нужна.
Ситуацию с электронными кошельками комментирует член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Обязанность кредитных организаций уведомлять ФНС о различных событиях с электронными кошельками изначально должна была вступить в силу 1 апреля 2020 года, одновременно с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс. Однако проект подзаконного акта ФНС, описывающего очень сложную технику информационного взаимодействия банков и налоговиков, был опубликован для общественного обсуждения продолжительностью 4 недели лишь в середине января. Поэтому его окончательная редакция не могла быть создана – и предъявлена рынку – ранее, чем за полтора месяца до даты Х.
Полтора месяца – это очень мало. Доработка (включая тестирование и отладку) программно-аппаратных комплексов на банковской стороне с последующей их интеграцией с налоговиками, по самым оптимистичным прикидкам, занимали до полугода. Причем при условии присвоения задаче максимального приоритета, то есть практически полного отказа кредитных организаций на этот срок от разработки ПО по любым иным направлениям. Назревал тупик, до боли знакомый отечественному бизнесу. Последний раз на той же самой почве страну тряхнуло совсем недавно, когда система маркировки каждой упаковки каждого лекарства, запрещающая реализацию медикаментов без считывания и внесения в систему цифрового кода, оказалась не готовой к эксплуатации в установленный срок, что повлекло коллапс на фармацевтическом рынке в самый разгар второй волны эпидемии.
Зимой бизнес не ждал от власти многого: обращения в ФНС в основном ограничивались просьбой воздержаться от применения мер ответственности в связи с невозможностью обеспечить бесперебойность сдачи новой отчетности в течение этого самого полугода. Свеженазначенный (на тот момент) глава ФНС Д. Егоров, однако, оказался способным на много большее: он отсрочил момент вступления в силу соответствующего приказа ФНС до 2021 года, сняв тем самым проблему в корне.
Этот пример ФНС просто обязан послужить наукой многим другим федеральным органам исполнительной власти. И не просто наукой, а единственно возможным образцом выхода из аналогичных проблемных ситуаций.