Штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2021 года вступают в силу поправки в КОАП, по которым водителей будут штрафовать за непройденный техосмотр.
Техосмотр предполагается проводить с фотографированием до и после диагностики, фото должны содержать координаты места и времени съемки и будут загружаться в ЕАИСТО в диагностическую карту автомобиля экспертом. Техосмотр автобусов с 1 марта будет проверяться инспектором ГИБДД.
Также Госавтоинспекция сможет аннулировать диагностические карты, установив, что техосмотр не проводился. Карту сделают электронной (бумажной – по желанию владельца), оформлять ее будет нужно в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра ЕАИСТО. Штраф за отсутствие подобной карты составит 2 тысячи рублей.
Проходить ТО раньше срока перед вступлением новых правил не требуется.
Новые правила техосмотра комментирует член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Данное нововведение заставляет автовладельцев физически посещать пункты осмотра, чтобы оставить свой «цифровой след» в недавно созданной базе данных, подтвердив это геометкой с таймингом и фото автомобиля до и после осмотра. По сей день в основном диагностическая карта приобреталась вместе с полисом ОСАГО.
Это что-то изменит в плане качества осмотра? Нет. Если раньше часть автомобилей просто не осматривалась, то теперь у этих автомобилей осмотрят фары и проверят резину, но более серьезные моменты, которые могут стать причиной серьезного ДТП, такие, как неисправность рулевого управления и тормозной системы, никто не проверит.
Это профанация в чистом виде, зато теперь с компьютерной программой и очередной базой данных. Стильно, модно, молодежно. Для серьезных осмотров механик должен быть авторизован под конкретные авто конкретных производителей, это касается и мотористов, и диагностов. Что может проверить на подобном ТО сотрудник авторизованного для выдачи диагностической карты центра, например, у автомобиля Porcshe или Cadillac? Он даже компьютерную диагностику через фирменную программу от производителя провести не сможет. Не имея фирменного оборудования и учетной записи, проверяемой через иностранные сервера производителя автомобиля, диагностику не провести.
А как быть, например, с диагностикой тормозной системы? Когда в марте все пойдут только в авторизованные центры за диагностической картой, проверять каждый автомобиль в течение часа будет просто невозможно. Будут ли там поэтапно снимать колеса, чтобы проверить износ тормозных дисков и колодок? На это просто не хватит времени, либо вся работа банально встанет из-за очередей перед выдающими диагностические карты центрами.
А теперь о статистике. ДТП из-за неисправностей транспортных средств от общего количества составляют 2–3 процента. А ДТП из-за состояния дорог, например, 20–30%. А что такое на практике эти 2–3 процента? Формулировка НТС (авария по вине неисправного транспортного средства) чаще всего появляется в документах по заявлению водителя, пишется в качестве сопутствующей причины и на практике представляет из себя такие нарушения, как резина ненадлежащего состояния, неисправность световых приборов, тонировка, выполненная с нарушениями. Какие-то более серьезные неисправности обычно никто не ищет, ведь экспертиза стоит немалых денег. А сильно ли поможет гостехосмотр, если дело касается резины? Например, автовладелец приехал летом на ТО на резине надлежащего качества, а зимой поставил лысые покрышки без шипов, кто это проверит? Многие ответственные автовладельцы раз в году проводят со своим автомобилем регламентные работы по техническому обслуживанию как в дилерских автотехцентрах, так и во вполне квалифицированных автосервисах «неофициалов», как клубных, так и обычных. В связи с этим почему бы не дать станциям техобслуживания право выдавать документ, о том, что регламентные работы были проведены и автомобиль прошел ТО? Данный подход мог бы решить текущую проблему при наименьших затратах.
И пару слов об автобусах. Печально знаменитый пермский «бешеный автобус» в 2009 году из-за технической неисправности допустил наезд на 19 стоящих и движущихся автомобилей. В ходе экспертизы было установлено, что автобус не имел ни одного узла или агрегата в мало-мальски рабочем состоянии: были найдены неисправности тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, топливной системы. И таких старых и возможно неисправных автобусов по стране ездит немало и по сей день. Особенно много в регионах можно увидеть рассыпающихся МАNов, прячущихся в черных облаках выхлопных газов, словно в дымовой завесе. А этот транспорт тоже проходит регулярный техосмотр? Судя по печальной статистике c участием автобусов, в данном вопросе действительно есть проблемы и их нужно решать.
Что до техосмотра частных автомобилей, в этом случае вполне можно было поинтересоваться мнением как самих автовладельцев, так и в целом всех активных в этом вопросе граждан. Ведь каждый раз, когда вновь всплывает тема государственных техосмотров, некоторые депутаты и эксперты предлагают по примеру ряда стран от данной процедуры отказаться совсем. В любом случае за техническое состояние автомобиля отвечает по ПДД только его водитель и никто другой.
Поэтому проведение голосования по данному вопросу с привлечением граждан и экспертного сообщества в данном случае выглядит очень уместным. Подобный вопрос мог бы быть решен на референдуме. И Партия прямой демократии всегда выступает за право граждан самостоятельно разрешать вопросы, которые касаются их прав и интересов.