Как будет расти доля безналичных платежей
Глава Visa в России полагает, что всего за 3–4 года в нашей стране доля безналичных платежей станет еще значительнее и увеличится с нынешних 70 до 90%.
По прогнозам гендиректора платежной системы Visa в России Михаила Бернера, Россия очень быстро может приблизиться к странам Скандинавии, где уже достаточно долгий период времени безналичные платежи составляют более 90%, а эксперты Boston Consulting Group (BCG) называют скорость отказа от наличных в России «русским чудом».
Впрочем, представитель Центробанка считает, что рост будет менее резким и даже привычка платить картой, которую многие развили за время пандемии, не сильно тут поможет: «В целом потенциал у России в этом отношении очень большой, и на горизонте трех-пяти лет эта доля может достичь 75%».
Интересно, что в период пандемии Россия оказалась в мировом топ‑5 по темпам перехода населения на безналичные платежи с наличных, уступая только Великобритании, Канаде и Австралии.
Росту безналичных платежей уже поспособствовали рекомендации ЦБ приоритизировать использование именно этой формы оплаты, снизив для магазинов комиссии за прием карт после начала пандемии. Также на рост популярности расчетов по безналу окажут влияние и новые технологии, например, сервис Visa для малого бизнеса, позволяющий принимать карты на устройствах Android, а также сервисы рассрочки на POS-терминалах, дающие выбрать опцию рассрочки на самом терминале при оплате товара картой.
О доле безналичных расчетов рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Сама по себе тенденция дальнейшего роста доли безналичных расчетов никаких сомнений не вызывает: наличные как средство расчета конкуренцию проигрывают и будут проигрывать ее еще сильнее. Интрига разве что в том, какими темпами это будет происходить. А эти темпы зависят от того, насколько быстро и успешно будут внедряться новые решения, либо упрощающие безналичные расчеты еще сильнее, либо вытесняющие нал из тех ниш, в которых он еще сравнительно актуален (а это в первую очередь повседневные расчеты людей между собой).
Кажется, что обоим названным требованиям хорошо удовлетворял бы гипотетический массовый продукт, интегрирующий один или даже несколько платежных сервисов непосредственно в телефонные книжки наших смартфонов. Чтобы отправить деньги ближнему было не сложнее, чем позвонить, и проще, чем отправить СМС – буквально в пару кликов. Войти в нужный контакт, нажать кнопку «перевести деньги», которая будет находиться рядом с «позвонить» и «отправить сообщение», ввести сумму, подтвердить операцию, допустим, отпечатком пальца.
Для любых расчетов, не имеющих коммерческого характера на стороне получателя, такое решение, наверное, было бы почти исчерпывающим, то есть оставляющим бытовые расчеты наличными либо самым пожилым возрастам, либо самым маргинальным слоям населения, либо самым инфраструктурно недостаточным сельским населенным пунктам. А для сценариев, когда расчеты совершаются в рамках ведения одним из его участников микробизнеса, также желателен дальнейший рост популярности режима самозанятости, который позволяет легализовывать такие доходы на условии уплаты налога по смешной ставке 4%. Поскольку никаких мало-мальски существенных неудобств у этого режима за первые годы его существования не замечено, надо надеяться, что дальнейшее его распространение среди целевой аудитории – не более чем вопрос времени.