Россияне испытывают психологические проблемы на фоне пандемии
Специалисты отмечают печальную тенденцию: все больше россиян обращаются за психологической и психиатрической помощью. Так, за последние 9 месяцев 2020 года за неотложной психологической помощью в Москве обратились на 28% граждан больше, чем в те же даты 2019 года. Число граждан с тревожными и депрессивными расстройствами в других регионах также выросло на 10–30%.
В Санкт-Петербурге к психиатрам за время пандемии обратилось на 30% больше людей, чем в предыдущем году, а для психологической помощи цифры оказались еще выше. На телефон неотложной психологической помощи в Москве с марта 2020 года поступило на 28% больше обращений, чем за тот же период 2019 года. Люди жалуются на стрессы, депрессивные состояния, конфликты в семье либо на проблемы одиночества, переживают о своем здоровье. 3 из 4 обратившихся – это женщины (74,9%). Растет и количество жалоб на проблемы с памятью и ориентированием во времени и пространстве после перенесенного коронавирусного заболевания.
Проблемы можно заметить не только у взрослого населения. Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава отметил, что неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения появились у 80% школьников России еще во время первой волны коронавируса.
Еще в мае 2020 года мы обсуждали перспективы выхода из самоизоляции и обращали внимание на необходимость прислушаться к психологам:
Сейчас все говорят о выходе из самоизоляции. Наука делает прогнозы, юристы оценивают законность принимаемых мер, экономисты дают прогнозы того, в какую страну мы, собственно, выйдем из своих уютных квартир или загородных домов.
Но мы забыли о главном, о людях, которых никто особенно не спросил, а могут ли они выйти из этой самой изоляции?..
… Мы слушаем инфекционистов, вирусологов, экономистов и политологов, но никто не слушает психологов. Они говорят, но в общем информационном фоне этой каждодневной канонады цифровых взрывов в СМИ их голос просто потерялся.
Почему выход из кризиса теперь зависит от способности самих людей из него выйти, а не от мер, принимаемых правительством? Да потому, что большинство людей самостоятельно из этого кризиса могут не выйти, находясь под тяжестью той психологической атаки, которая на них обрушилась.
Сегодняшнюю ситуацию также комментирует член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Статистические показатели не будут иметь никакого значения, если на их основе не будут предприниматься необходимые действия. Рост обращений граждан за психологической помощью наблюдался весной прошлого года, в этом году, к слову, весна уже не за горами. В отличие от прошлого года, ситуация будет отягощена более длительным пребыванием людей в условиях самоизоляции, удаленной работы, домашнего обучения. Мы увидим накопительный эффект за весь прошедший тяжелый год. Соответственно, и нагрузка на психологические службы в этом году значительно возрастет, даже в сравнении с прошлым годом, когда показатели и так уже выпали из общей картины аналогичных периодов предыдущих лет.
Анализ причин – это дело важное и нужное. Стоит принимать во внимание медицинские показатели самих переболевших, когда причиной психологических отягощений являются осложнения от коронавирусной инфекции, затронувшие нервную систему. Также важно отметить и причины, повлиявшие на тяжелое психологическое состояние не переболевших инфекцией, такие, как постоянное нахождение всей семьей с детьми дома либо страх заражения и осложнений.
Но за анализом должны четко следовать спланированные действия. Как мы видим, нагрузка на психологические службы в регионах выросла настолько, что, например, главный психотерапевт Минздрава Башкирии Ильгиз Тимербулатов охарактеризовал ситуацию следующей фразой: «За 20 лет моей практики я с таким столкнулся впервые». Мы имеем дело с уникальной ситуацией, требующей незамедлительного внимания. Профессиональные действия необходимо планировать и претворять в жизнь наряду с мерами, которые начали предпринимать в прошлом году, от действий в сферах здравоохранения до экономики. Наряду с экономической поддержкой населения должна производиться и централизованная психологическая поддержка на уровне Правительства РФ и руководства субъектов РФ.
Еще один тревожный сигнал на этом фоне – выросшая за 2020 год статистика по потреблению водки на душу населения в России. Можно встретить много шуток на эту тему в социальных сетях, про то, что якобы «проспиртованных вирус не берет», но это не так. На деле речь идет о снижении иммунитета и увеличении риска заболеть. И если в этой возросшей статистике действительно находятся люди, которые таким образом гасят тяжелей стресс, то тем более необходимо создавать качественные условия для оказания психологической помощи.
Чтобы наладить необходимую работу в области психологической поддержки населения в условиях пандемии коронавируса, а в дальнейшем, в условиях выхода из кризиса, необходимо решить две задачи. Во-первых, начать на основе статпоказателей предпринимать реальные меры и действия, во-вторых – решать проблему централизованно. Хорошим выходом стало бы привлечение психологической службы МЧС России в качестве базы с полномочиями общего руководства, с последующим выстраиванием необходимой работы в регионах в сотрудничестве со всеми имеющимися психологическими службами. Благо, у этой структуры имеется огромный опыт, как и в этой профильной области, так и в координации взаимодействия с необходимыми министерствами и ведомствами.