Минфин хочет ввести меры по возврату денег жертвам телефонных мошенников
Российское Министерство финансов занялось разработкой мер, которые позволят возвращать деньги жертвам телефонных мошенников.
Как рассказал директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков, параллельно с разработкой стратегии развития финансовой грамотности граждан, Минфин прорабатывает некоторые законодательные меры, чтобы «решить вопрос возврата денег, когда люди перевели эти деньги и деньги ушли незаконным способом в другой банк или на другой счет, чтобы мы могли деньги вернуть человеку».
В России похищенные мошенниками средства возвращают редко, поскольку преступники убеждают выдать им данные карты либо перевести деньги добровольно. На данный момент по закону у банка есть право не возвращать деньги клиенту, если тот сам скомпрометировал данные карты или дистанционного банковского обслуживания.
О том, кто будет обеспечивать меры по возврату денег, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Основная интрига разрабатываемых Минфином мер – в том, за чей счет предполагается возмещать потери жертвам социальной инженерии (и характерно, что именно по этому вопросу не прозвучало и полунамека). В теории таких источников может быть три: получатель спровоцированного злодеями перевода, обслуживающий плательщика банк либо федеральный бюджет (ну или какой-нибудь новообразованный фонд возмещения как комбинация второго и третьего вариантов).
Для того, чтобы взыскивать эти суммы с получателя, никакого дополнительного регулирования не надо, а надо, о чем мы уже говорили, научить и/или заставить правоохранительные органы качественно выполнять свои прямые обязанности. Отпадает.
Банки в соответствии с текущим регулированием, как справедливо заметили в Минфине, отвечают перед клиентами лишь в том случае, если вина самих клиентов в утрате денег отсутствует, то есть никакой платежной информации, от номера и CVV карты до одноразового кода из СМС, клиент злодею не сообщал. Сдвигать этот баланс в пользу клиента лучше даже не начинать пробовать: когда на кассе вводится правильный пин-код или в окошке платежной формы – правильный одноразовый код, банк плательщика не видит и в принципе не может видеть, совершает это действие клиент или преступник, ввод корректного подтверждения операции для него является безусловным и непререкаемым основанием эту операцию совершить. И если допустить, что на банк будет возложена обязанность отвечать перед клиентом за любую клиентскую неосторожность (объективно, подчеркну, не верифицируемую никак), то способа вернее убить на месте весь рынок онлайн-банкинга нельзя и представить. Особенно если учесть, что чем процедура окажется доступнее, тем сильнее и массовее будет соблазн воспользоваться ею недобросовестно.
Бюджет как возможный источник компенсаций от банков в описанном смысле не отличается ничем: вероятная неизбежность взрывного роста ложных жалоб в условиях невозможности отличить их от обоснованных в этом случае точно такая же.
…Четвертый вариант? Минфин сумеет породить такую конструкцию, которая решит проблему раз навсегда, не порождая неприемлемых побочных эффектов? Верить, конечно, никто не запрещает, но не с большим основанием, чем взрослому человеку – в существование Деда Мороза.