Расширение полномочий налоговиков может привести к росту злоупотреблений
В планах Минфина и ФНС – доработка способов борьбы с уклонением от уплаты налогов. Для этого налоговикам могут выдать право блокировать имущество должников в оперативном порядке.
Сейчас подобная блокировка возможна исключительно по результатам налоговой проверки, но налоговые органы очень хотят расширения своих прав.
Цели у них при этом самые благие – зафиксировать имущество проверяемого, чтобы у «уклониста» не было возможности распродать имущество и вывести капитал. Признаки возможного ухода от налогов хотят устанавливать по определенному риск-ориентированному подходу, сообщают «Ведомости».
Сейчас налоговые проверки занимают довольно продолжительный срок, и за это время недобросовестные налогоплательщики могут вывести свое имущество. При этом отсутствуют механизмы, препятствующие выводу либо обременению активов, за счет которых возможно исполнение сокрытой обязанности по уплате налогов. Поэтому Минфин и ФНС хотели бы сделать налоговые проверки более результативными и получить возможность вводить обеспечительные меры на имущество должников не только по результатам проверки, но и заранее –если у руководства налоговой инспекции достаточно оснований полагать, что иначе будет сложно или невозможно взыскать задолженность.
К чему может привести подобное нововведение, рассказывает член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:
Сразу оговоримся: сравнение блокировки имущества и любые меры процессуального принуждения по отношению к подозреваемым лицам – вещи разные и сравнивать их не вполне корректно. Но и тем не менее.
Эффективно ли работают наши налоговые органы? Вроде бы, вполне. За период 2015–2020 годов (а это, заметим, годы кризисные), по данным Института экономики роста им. Столыпина, «поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%». А год назад Минфин бравурно заявил, что предполагается довести собираемость налогов и сборов до уровня 98,72% в 2020 году, 98,79% в 2021‑м 98,79%, 98,86% в 2022‑м, 98,93% в 2023‑м, в а 2024 году – не менее 99%. Одно слово, молодцы: налоговики 90‑х кусают локти от зависти.
Следующий вопрос – сокрытие нерадивыми плательщиками активов непосредственно в период налоговых проверок: наверное, цифрам, которые приводит ФНС, можно верить.
Проблема, однако в том, что нынешние новации Минфина и ФНС как-то отдают креном в сторону «революционной целесообразности». Если всё-таки сравнить предлагаемые новеллы с действующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то, по всем признакам (прежде всего – по срокам), они больше похожи не на задержание подозреваемого (осуществляется без санкции суда), а на меру пресечения (санкция суда/судьи необходима). То есть, налоговики хотят (это, впрочем, характерно для весьма многих силовых ведомств) больше полномочий без ограничения их судебной властью.
Хорошо ли это? Как показывает ряд примеров самых разных ведомств – не особо. В смысле, для подозреваемых, которых теперь можно будет сразу хватать и тащить за шкирку … нет, не на съезжую, но на предмет «сдавайте валюту!». «Нельзя вот просто так взять и схватить…» – а теперь вот будет очень даже можно.
Отсутствие контроля (в данном случае – в лице судебной власти) порождает две параллельные проблемы. Во-первых, возможность ошибки: «по результатам проверки данные не подтвердились». А за это время мнимый нарушитель уже понёс серьёзные убытки, а то и разорился (особенно сейчас: у нас, если кто забыл, нынче кризис).
А во-вторых, что ещё хуже, появляется серьёзная почва для злоупотреблений. Самых разных – от банального желания «наехать» и поживиться до оказания небезвозмездной помощи конкурентам и рейдерам. А с учётом нынешних новаций, ещё и тарифы вырастут: как по первой категории, так и по второй.
То есть, сформулируем более жёстко, налицо изрядная почва для роста коррупции. И не надо пытаться возразить, что нынешние налоговики – все поголовно бессребреники в белоснежных одеждах. Отметим, что Программа противодействия коррупции в налоговых органах была утверждена ещё в начале 2010 года. То есть, проблема хорошо известна – и известна давно. При этом СМИ пестрят заголовками на эту тему и сейчас – вот лишь несколько свежих примеров (первый, второй, третий). Да о чём говорить, вот два примера буквально последней недели.
Хотите, чтобы таких примеров стало больше? Нет, сразу согласимся с тем, что подавляющее большинство налоговиков если не поминаемые выше бессребренники, то, как минимум, честные служащие, стоящие на охране государственных интересов. И тем не менее, есть все основания полагать, что громких арестов и сопровождающих их ещё более громких заголовков в СМИ, в случае принятия новых мер, именно что станет больше.