О мерах по борьбе с коронавирусом
29 марта 2020 года борьба с коронавирусом в России вышла на новый виток – в Москве и Московской области был объявлен особый режим, гражданам было предписано не выходить за улицу, кроме необходимых случаев – за едой, лекарствами, на работу в тех предприятиях, которые продолжают функционировать.
Необходимость таких мер, увы, очевидна. Если до сих пор медики говорили о завозной эпидемии, при которой большая часть диагностированных заболевших – это люди, посещавшие в ходе последних трёх недель зарубежные страны, то в минувшие выходные для большинства заразившихся источник вируса определить не удалось. Это означает, что течение эпидемии становится эндемичным – и мерами по временной изоляции приезжих уже не получается её сдерживать.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что введение мер подобного беспрецедентного масштаба требует высокого уровня ответственности от всех задействованных сторон, и в первую очередь – обеспечения максимальной прозрачности действий власти, максимального уровня доверия к ней, основанного на понимании её действий не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
Во-первых, необходимо своевременное, мотивированное и объективное информирование граждан о мерах, принимаемых властями, их причинах и ожидаемых последствиях. Не должно возникать даже минимальных сомнений в законности или обоснованности таких действий, а ситуации, подобные «случайному» объявлению комендантского часа в Подмосковье, должны быть исключены полностью – и случиться это должно не благодаря многочисленным запретам и штрафам, а благодаря прозрачности действий властей и информированности населения.
Популярность фейков, вбросов, просто недостоверных новостей возникает не на пустом месте – а на месте не опубликованной вовремя, недостаточно подробной или противоречивой официальной информации.
Более того, необходимо не только предоставлять полную и законченную информацию о причинах принятия тех или иных решений и введения тех или иных мер, но и одновременно устанавливать сроки, на которые они вводятся, и целевые показатели, по которым будет приниматься решение об их продлении или приостановке.
Во-вторых, необходимо уже сейчас не только продумать, но и открыто анонсировать средне- и долгосрочные программы и меры поддержки малого и среднего бизнеса. Все мы понимаем, что эпидемия коронавируса не закончится за неделю или даже две карантина – она с нами всерьёз и надолго, и меры противодействия придётся применять ещё не раз. При этом малый и средний бизнес, не имеющий мягкой подушки денежных средств, страдает в первую очередь от неопределённости – из-за неё откладывается подписание новых контрактов, проведение платежей, заключение договорённостей.
Жизненно необходимо долгосрочное понимание того, как и до какого предела правительство и местные власти могут и будут поддерживать бизнес, каков необходимый «запас прочности» малого и среднего предпринимательства и на какие долгосрочные ограничительные меры в рамках дальнейшего противодействия эпидемии владельцы бизнеса должны рассчитывать.
Многие из принимаемых в настоящий момент мер носят подчёркнуто временный характер, по сути, определяя, сколько времени у бизнеса есть на подготовку к их окончанию. Скажем, отсрочка выплаты налогов на несколько месяцев de facto значит, что через несколько месяцев всю накопленную задолженность придётся заплатить одним траншем – и у бизнеса сейчас нет даже минимальной уверенности, что к тому моменту деньги на это уже появятся.
Мы считаем, что в сложившейся ситуации государство должно либо предоставить малому и среднему бизнесу налоговые каникулы с обнулением соответствующих платежей, включая НДС, либо уже сейчас поднять вопрос о рассрочке платежей по окончании действующего периода отсрочки. Должны быть чётко обозначены сроки и целевые показатели, а также указаны факторы, под влиянием которых эти параметры могут быть пересмотрены. Должна быть расширена программа льготного кредитования на выплату зарплат, а также описаны аналогичные программы рассрочки выплат по полученным по ней кредитам.
В противном случае для малого и среднего предпринимательства слишком велик риск, пережив эпидемию весной и естественный сезонный спад спроса летом, осенью попасть между молотом налоговой службы и наковальней прокредитовавших зарплаты банков.
В‑третьих, уже сейчас необходимо задуматься о том, что при всех мерах поддержки бизнеса, затяжной характер эпидемии с высокой вероятностью приведёт к банкротствам, в том числе и крупных компаний. Необходимо уже сейчас задуматься о гарантированных мерах поддержки людей, оставшихся без работы, начиная с адекватного размера выплат по безработице, определяемого не в значительной степени формальным прожиточным минимумом, а оценками реальной потребительской корзины в регионе, и соответствующего выплатам по больничным, и заканчивая безвозмездным предоставлением нуждающимся продуктовых наборов, обнулением платежей ЖКХ, гарантированной отсрочкой выплат по ипотечным, потребительским и любым другим кредитам физических лиц, взятым до наступления текущей ситуации, с заморозкой процентных начислений на время отсрочки.
Наконец, необходимо рассмотреть возможность льготного – с нулевой либо ограниченной сверху ставкой – кредитования людей, лишившихся основного источника дохода либо его значительной части, в период борьбы с эпидемией. Для людей, снимающих единственное жильё, текущая ситуация должна быть официально признана форс-мажорной, с ограничением на право расторжения договора аренды по инициативе арендодателя и отсрочкой по платежам без наложения штрафных санкций.
Хотя все мы искренне надеемся, что подобные меры не станут необходимыми, их публичное обсуждение необходимо уже сейчас – для формирования у граждан страны уверенности, что в любых обстоятельствах они смогут преодолеть возникающие трудности.
При этом необходимо понимать, что деньги, выплаченные физическим лицам и малому бизнесу, особенно выплаченные без включения печатного станка – это не только необходимая для выживания поддержка, но и вложение в экономическую деятельность страны, в стимуляцию потребления и товарооборота.
В‑четвёртых, необходимо скорейшее совершенствование нормативно-правовой базы по цифровизации делопроизводства, судебного производства и других аспектов экономической и социальной жизни страны. Уже сейчас нередки примеры, когда бизнес-процессы останавливаются, упираясь в необходимость личной сдачи или получения каких-либо бумаг.
В ближайший год все мы остро поймём необходимость использования современных технологий во всех сферах жизни. И хотя у России в этом есть большой и хороший задел – в прошлом году число пользователей портала «Госуслуги» превысило 100 млн. человек – до сих пор существуют серьёзные ограничения на использование электронных коммуникаций.
Так, лишь в сентябре 2019 политическим партиям был открыт доступ к аутентификации своих членов через платформу ЕСИА – и только для проведения внутрипартийных праймериз. Необходимо дальнейшее расширение возможностей интеграции с ЕСИА – как для других аспектов внутрипартийной деятельности, так и для обеспечения возможности участия всех граждан в политических процессах, например, в дистанционных электронных голосованиях. Да, мы неоднократно заявляли, что цифровизация социальных и политических процессов должна происходить крайне осторожно, максимально открыто и с привлечением лучших экспертов – и продолжаем говорить об этом и сейчас; но если, сославшись на сложность реализации и неоднозначность результата, мы затормозим переход на электронные площадки сейчас, на период эпидемии остановится не только экономическая, но и политическая жизнь страны.
Наконец, мы призываем всех граждан страны, независимо от их политических взглядов, с пониманием относиться к сложившейся ситуации. Только вместе, совместными целенаправленными и конструктивными действиями мы сможем и затормозить эпидемию, и не допустить обрушения экономики страны.
Будьте здоровы.
С уважением,
Высший координационный совет
Партии прямой демократии
www.digitaldem.ru