Что не так со штрафами за нарушение самоизоляции (спойлер: всё)
Начальник Главконтроля Евгений Данчиков сообщил, что начиная с 20 мая в Москве можно обжаловать штрафы за нарушение режима самоизоляции онлайн.
На портале mos.ru даже появился раздел «Обжалование штрафов». Правда, никакой специализированной формы для обжалования штрафов нет, перейдя по ссылке, вы попадаете на обычную электронную приёмную правительства Москвы. Обещают, что в ближайшее время на сайте появятся типовые формы для подачи жалобы, но это не точно.
Если кто-то из оштрафованных считает, что штраф на него был наложен ошибочно (а таких людей с каждым днем всё больше, учитывая, что штрафуют даже неходячих больных), то человеку предлагается подать жалобу в электронном виде. Правда, по словам начальника Главконтроля Данчикова, из более чем 35 тысяч выписанных штрафов ни один обжалован не был. Может быть, потому что суды были закрыты?
По словам господина Данчикова, на обжалование штрафа на портале mos.ru у гражданина есть не менее 30 дней (при этом законодательно закреплены 10 дней с момента получения постановления).
Что же не так с этими штрафами и как же их обжаловать?
Рассказывает руководитель правовой службы «Партии Прямой Демократии» Борис Чигидин.
Из двух вариантов – обжаловать штрафы на mos.ru или в суде – я рекомендовал бы второй, несмотря на то, что он более трудоемкий.
Во-первых, внесудебная процедура никак не формализована и, следовательно, полностью непрозрачна: невозможно гарантировать, что городские власти, которым фактически предстоит рассматривать жалобы на собственные действия, не отнесутся к заявителям таких жалоб формально, вникнут в обстоятельства дела с той же глубиной, с которой это обязаны делать суды, и не пойдут по пути массового отказа в удовлетворении жалоб.
Во-вторых, чем более массовым будет судебное обжалование штрафов, тем менее вероятно, что у городских властей хватит ресурса на обеспечение явки своих представителей в судебные заседания – и тем более вероятно, что само количество судебных актов о «сносе» штрафов будет замечено на федеральном уровне как доказательство массового характера нарушения прав граждан.
В‑третьих, правовая позиция по таким делам будет типовой и очевидной. Часть 3 статьи 28.6 КоАП РФ допускает возможность выносить на региональном уровне постановление о привлечении к административной ответственности без составления протокола и участия привлекаемого лица исключительно по некоторым административным правонарушениям в области благоустройства территории. При этом правонарушение из статьи 3.18.1 московского КоАП, по которой привлекаются несчастные пользователи «Социального мониторинга», посягает на общественный порядок и общественную безопасность, что исключает правомерность практикуемой в Москве процедуры наложения штрафов и само по себе является исчерпывающим основанием для удовлетворения судом требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
О технологических недочетах фиксации такого «нарушения самоизоляции» рассказывает руководитель научно-технической службы «Партии Прямой Демократии» Олег Артамонов
Отмечу, что помимо юридической составляющей, есть и технологическая. Даже в тех случаях, когда разрешается автоматическая фиксация правонарушений, она должна делаться только и исключительно метрологически поверенными приборами – то есть, после того, как лаборатория взяла этот конкретный прибор и убедилась, что он измеряет заданную величину с заданной точностью, а не просто показывает какие-то рандомные числа.
Здесь же мы видим пренебрежение и этим требованием: приложение «Социальный мониторинг» берёт данные из системы позиционирования смартфона, которая в свою очередь использует либо GPS, либо данные с сотовых вышек. Никто не проверял, как система позиционирования вообще работает на конкретном смартфоне, но и даже в лучшем случае в городе, а тем более – внутри квартиры GPS может либо не ловить сигнал вообще, либо давать ошибку в 10–20 метров и больше. Если же позиционирование происходит по вышкам сотовой связи, то ошибка может доходить до сотни метров.
Такая система принципиально и ни при каких обстоятельствах не может использоваться для контроля, ведущего к штрафам, и её разработчики, если они обладали хотя бы минимальной компетенцией в данном вопросе, не могли этого не понимать.
Поэтому соглашусь с коллегой и подчеркну – сейчас важно обжаловать штрафы именно через суд, не позволив Мэрии Москвы и Главконтролю спустить собственную некомпетентность на тормозах и сделать вид, что раз они предоставили на mos.ru форму для жалоб, то всё сразу стало хорошо.
Известная фраза гласит «Ошибки надо не признавать. Их надо смывать. Кровью». Ошибкой здесь являются не отдельные штрафы – ошибкой является всё внедрение системы контроля в том виде, в каком оно состоялось. И эта ошибка пока что не была даже признана.
Итого мы имеем: неизвестно как работающую систему GPS, непонятно насколько точно определяющую ваше местоположение. Выставление неправомерных штрафов людям на основе взятых с потолка показателей. Полностью нерабочую процедуру обжалования этих штрафов онлайн.
Поэтому мы призываем: не обжалуйте штрафы онлайн. Ваше заявление затеряется в «онлайн-приемной», да и нет у этой онлайн-приемной полномочий для его рассмотрения. Система с онлайн-обжалованием в том виде, в котором она существует на данный момент, нелигитимна и нежизнеспособна. Именно поэтому хорошо было бы найти тех, кто ее придумал и создал и оштрафовать уже их. Виновные в создании онлайн-системы штрафов должны быть выявлены и наказаны, а чтобы это сделать, обжаловать штрафы нужно только через суды.