«Бюджет треснет»: теперь – на федеральном уровне
Замглавы Минфина Алексей Сазанов призывает не ждать, что налоги для бизнеса будут снижены, поскольку возможности уменьшить налоговую нагрузку фронтально для всех предприятий нет.
По словам Сазонова, снижение страховых взносов для малого бизнеса будет стоить казне 350 млрд рублей в этом году и 500 млрд – в следующем; а отсрочки и налоговые каникулы для предпринимателей снизят поступления в бюджет еще на 185 млрд рублей за год.
Сазонов заявляет, что больше ничего бюджет позволить не может: нельзя же просто взять и включить печатный станок и напечатать денег, сколько хочется.
Сазонов считает, что реализовать предложение главы Счетной палаты Алексея Кудрина по снижению налога на зарплаты для всех без исключения невозможно.
Согласно данным Счетной палаты, налоговая нагрузка в РФ составляет 35% ВВП и включает сборы в федеральный, региональные и бюджеты соцфондов (38,3 трлн рублей в 2019 году). Минэкономразвития оценивает грядущий дефицит ресурсов в бюджетной системе по итогам 2020 года в 8.5%, или 9 триллионов рублей.
И, хотя правительство и анонсировало пакеты помощи и план восстановления экономики за 5 триллионов рублей, примерно половина данной суммы (2,3 трлн) изначально была заложена в бюджете как расходы на нацпроекты. Сами же меры поддержки бизнеса и населения подразумевают всего 1,6 трлн рублей, или 1,5% ВВП, причем на прямую социальную помощь выделяется 450 млрд рублей, или около 0,5% ВВП.
Как быть в данной ситуации государству, рассуждает руководитель правовой службы Партии прямой демократии Борис Чигидин:
В текущей обстановке задача сбалансировать интересы государства (в данном контексте – наполнения бюджета) и бизнеса действительно является сложнейшей. Понижать налоги невозможно, потому что даже при их текущих ставках дефицит бюджета, особенно консолидированного, в этом году станет крупнейшим по меньшей мере с 2009 года. И не поддерживать экономику тоже нельзя, потому что предоставить ее собственной участи означало бы обречь на многолетнюю депрессию целые сектора с миллионами занятых. Ситуация усугубляется неопределенностью эпидемической и тем самым – макроэкономической обстановки: приходится считаться как с вероятностью второй волны пандемии, так и со всеми ее последствиями для мировой экономики.
В этих условиях основными ресурсами, за счет которых предстоит восстанавливать экономику, становятся ликвидная часть Фонда национального благосостояния, возможность бюджетного маневра и весьма низкая долговая нагрузка государства, позволяющая существенно расширить масштаб заимствований. Средством последней надежды, до которого, верится, не дойдет, будет прямая эмиссия в количестве «по потребности» – США и ЕС с нее начали, и высока вероятность, что это лекарство окажется еще хуже болезни.
В вопросе способов и особенно времени использовании перечисленных ресурсов власть тоже находится на распутье. С одной стороны, поддержка пострадавшим отраслям необходима еще вчера. С другой, помня, что календарь глобального кризиса может отсчитывать лишь самые первые месяцы, крайне важно удержаться от соблазна растратить доступный ресурс на парирование сегодняшних вызовов ценой беззащитности от вполне вероятных завтрашних.
Таким образом, перед правительством стоит труднейшая задача, не имеющая простых решений, и ему можно лишь пожелать удачи в поиске и реализации мер, которые отвечали бы требованию максимальной общей эффективности на единицу вложенного ресурса.