Когда кредитные каникулы заканчиваются, начинаются кредитные будни
Как известно, многие люди в пандемию потеряли возможность платить по кредиту и обратились в банки с просьбами о предоставлении кредитных каникул. Далеко не все их получили.
Но и получившие недовольны: дело в том, что многим клиентам вместо запрошенных выгодных кредитных каникул по закону, принятому в этом году (106-ФЗ), банки подключают собственные более дорогие программы реструктуризации. Клиенты жалуются, что менеджеры не поясняют им разницу между реструктуризацией и кредитными каникулами по госпрограмме, а на сайтах банки подают информацию довольно расплывчато. Не давая клиентам посмотреть предварительные расчеты по кредиту, некоторые банки одобряют услугу реструктуризации, автоматически переводя клиентов на новый график платежей.
Жалобы на банки поступают и на форумах, и непосредственно в ЦБ, который проводит адресные проверки. Центробанк выпускает информационные письма, призывающие банки корректно информировать заемщиков обо всех возможных вариантах каникул, предлагать собственные программы реструктуризации тем, кто не проходит по требованиям 106-ФЗ, и фиксировать волю заемщика. Предоставление и отмена должны происходить лишь по соглашению сторон, заемщик в праве отказаться от невыгодных для себя условий, напоминает представитель ЦБ.
Что говорит о действиях банков законодательство? С одной стороны, если по условиям договора между банком и заемщиком у банка есть право в одностороннем порядке изменять условия договора, то подобные изменения могут считаться правомерными. С другой стороны, законы о банках и банковской деятельности и о потребительском кредите запрещают банкам в одностороннем порядке менять существенные условия кредитных договоров, если они увеличивают финансовую нагрузку заемщика. Такое изменение по заявке клиента допустимо, только если воля на конкретное изменение индивидуальных условий кредитования выражена четко и явно. Словом, трактовки возможны неоднозначные.
Ситуацию в банковском секторе комментирует член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский:
Очевидно непонимание российскими банками цели предоставляемых кредитных каникул: это не рекламная акция банка, а предоставление заёмщику возможности реорганизовать свои финансовые потоки, изрядно обмелевшие из-за санкционированной государством рецессии экономики на период необъявленной ВОЗ официально пандемии.
Отмечу, что проблема бы даже не образовалась, если бы государство ввело режим ЧС, как это и предусматривает постановление правительства N 304 – если бы государство исполнило свои функции надлежащим образом, начисление штрафных санкций за этот период было бы невозможно вследствие наличие официально объявленного режима ЧС.
В свете подобных вольностей банкиров и государства Партия прямой демократии подготовила инициативу о введении «защищенного» остатка средств на счетах граждан. К сожалению, ППД не может сейчас придать этой инициативе силу закона, поскольку лишь начинает свой путь в парламент; вместе с тем, мы будем рады, если хоть кто-нибудь из политических сил возьмёт нашу идею и реализует её. К сожалению, за более чем 20 лет у власти ни одна из парламентских партий интереса к подобному облегчению жизни простых граждан не проявила.
Как действовать гражданам в подобных случаях, советует глава правовой службы Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Не всем известно, что по крайней мере в теории власть ЦБ над кредитными организациями столь же абсолютна, как власть отца патриархального семейства над домочадцами. Убедиться в этом, однако, легко: достаточно изучить статью 74 закона о Центральном банке. Она содержит длинный и разнообразнейший перечень мер воздействия, от выдачи предписания об устранении нарушения до запретов на осуществление отдельных банковских операций или назначения в банк временной администрации, которые ЦБ вправе применять к поднадзорным за любое нарушение любого федерального закона или любого акта самого ЦБ.
Ресурс для обработки сколь угодно массовых обращений граждан у ЦБ тоже есть, для этого в его структуре существует отдельная (и немаленькая) служба по защите прав потребителей. Весь необходимый инструментарий для того, чтобы не позволять банкам распускаться, таким образом, налицо. Почему он до сих пор не включен на полную мощность, чтобы сама мысль о возможности саботировать, тем более массово, требования 106-ФЗ вызывала у банковских менеджеров крайний дискомфорт? Загадка. И разъяснить публично и подробно свою политику в обсуждаемом вопросе Центральному банку следовало бы еще давно.
В любом случае всем гражданам, столкнувшимся с описанными в статье явлениями, я рекомендую в обязательном порядке обращаться с жалобами в электронную приемную ЦБ. Чем быстрее сформируется соответствующая критическая масса, тем сложнее ее будет игнорировать.