Что происходит с экономикой страны
По оценке Минэкономразвития, за апрель российская экономика сократилась на 12%.
Если за первые месяцы 2020 года ВВП вырос на 1,8% в годовом выражении, то при добавлении в подсчеты апреля, показатель упал на 1,9%. За II квартал, по прогнозам Минэкономразвития, ВВП упадет на 9,5%. По прогнозам на весь 2020, министр финансов Антон Силуанов считает, что экономика упадет на 5%, Центробанк – на 4–6% ВВП.
В апреле сильнее всего пострадали секторы экономики, ориентированные на потребительский спрос. Из-за введенных ограничений на 37,9% в годовом выражении упали платные услуги. Обороты розничной торговли снизились на 23,4%, сегмент непродовольственной розницы пострадал больше продовольственной. Правда, ситуация должна скоро пойти на поправку: по расчетам Минэкономразвития, падение оборота розничной торговли должно замедлиться уже во II квартале по мере снятия ограничительных мер.
Также, по статистическим данным, базовые отрасли и вовсе пострадали меньше, чем прогнозировалось. Добыча некоторых полезных ископаемых была сокращена более чем наполовину, хотя добыча сырой нефти, газа и металлических руд осталась примерно на уровне аналогичного периода прошлого года. Правда, делать выводы о реальном состоянии промышленного производства сейчас сложно, поскольку часть данных не поступала в Росстат из-за режима «нерабочих дней».
А как обстоят дела в регионах?
27 мая министр экономического развития России Максим Решетников призвал правительство сосредоточиться на поддержке регионов. Их бюджеты сильно просели из-за пандемии коронавируса, так что проблемы уже налицо.
Практически всем регионам России придется урезать расходы либо залезать в долги (по данным отчета рейтингового агентства АКРА, посвященного прочности бюджетов субъектов). Аналитики предполагают, что регионы накопили подушку безопасности в 0,8 трлн рублей, с помощью которых самые благополучные из них преодолеют экономические сложности, не прибегая к экстренным мерам. Среднемесячный уровень расходов сопоставим с доходами и запасами в 28 регионах, в топе из которых – Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО – Югра, Тверская область. Кстати, накопленные резервы Москвы составляют 1,1 трлн рублей (475% от ежемесячных расходов).
А вот остальным 58 субъектам федерации, резервы у которых менее 75% от трат за месяц, придется принимать меры. Возглавляют список самых неблагополучных по этому показателю регионов Удмуртия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Ульяновская область и Еврейская АО. Запас прочности каждого из них – 1–2%, отмечается в исследовании АКРА.
Количество безработных в стране за апрель выросло на 21% в годовом выражении, а уровень безработицы достиг 5,6% впервые (исключая сезонность) с июня 2016 года. По состоянию на 20 мая было зарегистрирован уже 1,7 млн безработных, к 1 июня их число достигло 2,09 млн, а по прогнозам Минтруда, до конца июня количество безработных вырастет до 2,5 млн.
Число работников, которых официально перевели на неполный рабочий день либо сокращенную рабочую неделю, составляет 2,3% от всех трудящихся. Больше всего их в Москве, Свердловской области, Пермском крае, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Прогнозы на будущее даёт Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Считать, что дна экономика достигла в апреле, преждевременно: договоренность ОПЕК+ о сокращении добычи нефти вступила в силу с начала мая, и эффект этого сокращения для ВВП, скорее всего, окажется весомее, чем начало выхода страны из карантина. Поэтому, в лучшем случае, падение экономики в мае окажется сопоставимо с апрельским, но дальнейшее, пусть и не очень большое, углубление спада выглядит более вероятным.
Сроки и темпы выхода из кризиса будут примерно в равной мере зависеть от трех факторов: скорости дальнейшего снятия ограничительных мер внутри страны, эффективности презентованного 2 июня общенационального плана восстановления экономики, а также перспективы восстановления мировой экономики и особенно спроса и цен на энергоносители. Последний из этих факторов в свою очередь прямо зависит от успеха противоэпидемических мер в США, который пока что не выглядит ни скорым, ни даже гарантированным.