Как кризис подкосил торговые сети: более половины ритейлеров планируют закрытие магазинов

По дан­ным круп­ных кон­сал­тин­го­вых ком­па­ний, так­же под­твер­ждён­ных пред­ста­ви­те­ля­ми тор­го­вых цен­тров и сами­ми ритей­ле­ра­ми, закры­тие части сво­их мага­зи­нов пла­ни­ру­ют более поло­ви­ны тор­го­вых сетей в РФ. Руководители сетей обще­пи­та тоже обду­мы­ва­ют подоб­ную вероятность.

По мне­нию экс­пер­тов, след­стви­ем дан­но­го про­цес­са ста­нет как появ­ле­ние сво­бод­ных пло­ща­дей в ТЦ, так и 4–15% нацен­ка на мно­гие виды товаров.

По дан­ным опро­са ритей­ле­ров, в этом году при­мер­но 65% всех рос­сий­ских тор­го­вых сетей (30% из них – в сег­мен­те fashion) пла­ни­ру­ют закры­тие в сред­нем по 15 тор­го­вых точек. Не соби­ра­ют­ся закры­вать мага­зи­ные все­го 18% опрошенных.

Следствием пан­де­мии ста­ли про­стои фаб­рик, закры­тия ТЦ, сбой поста­вок, паде­ние пла­те­же­спо­соб­но­го спро­са насе­ле­ния, что при­ве­ло к нуле­во­му това­ро­обо­ро­ту для мно­гих тор­го­вых точек.

Самые боль­шие слож­но­сти испы­ты­ва­ют несе­те­вые опе­ра­то­ры, мно­гим из кото­рых при­дет­ся уйти с рын­ка.
Сетевики закро­ют самые неэф­фек­тив­ные мага­зи­ны и про­ве­дут опти­ми­за­цию пло­ща­дей. У каж­до­го брен­да коли­че­ство закры­тых точек будет раз­ли­чать­ся. Кто-то рас­счи­ты­ва­ет усто­ять на ногах и сохра­нить боль­шин­ство мага­зи­нов, а кому-то при­дет­ся пожерт­во­вать прак­ти­че­ски половиной.

От это­го силь­нее все­го постра­да­ют тор­го­вые цен­тры сред­не­го раз­ме­ра, посколь­ку ауди­то­рия сей­час рас­пре­де­ле­на по боль­шей части меж­ду самы­ми круп­ны­ми мол­ла­ми и неболь­ши­ми рай­он­ны­ми ТЦ. Так что есть веро­ят­ность, что боль­ше все­го закры­тий при­дет­ся на долю street retail.

Как госу­дар­ство идет навстре­чу ритейлерам?

Депутат Госдумы Александр Якубовский счи­та­ет, что закон, регу­ли­ру­ю­щий вза­и­мо­от­но­ше­ния ритей­ле­ров и арен­до­да­те­лей и поз­во­ля­ю­щий рас­тор­гать аренд­ные согла­ше­ния без штра­фов, поспо­соб­ству­ет тому, что закро­ет­ся мень­шее коли­че­ство мага­зи­нов. Правда, закон, при­ня­тый Госдумой и 2 июня одоб­рен­ный Советом Федерации, каса­ет­ся толь­ко мало­го и сред­не­го бизнеса.

Каковы про­гно­зы?

Все экс­пер­ты схо­дят­ся в том, что цены вырас­тут на все това­ры, как про­до­воль­ствен­ные, так и непро­до­воль­ствен­ные. Притом не толь­ко из-за закры­тия мага­зи­нов, но и из-за роста кур­са дол­ла­ра к рублю.

Впрочем, для выжи­ва­ния ритей­ле­ры будут про­бо­вать раз­лич­ные стра­те­гии, кто-то навер­ня­ка попы­та­ет­ся при­влечь кли­ен­тов сни­жен­ны­ми цена­ми, но в сред­нем цены под­ни­мут­ся на 5–15%. Стабилизоваться ситу­а­ция смо­жет не рань­ше вес­ны сле­ду­ю­ще­го года, а, по оцен­кам экс­пер­тов, для пол­но­го вос­ста­нов­ле­ния отрас­ли потре­бу­ет­ся не один год.

Своим про­гно­зом делит­ся пресс-секретарь Партии пря­мой демо­кра­тии Тимофей Шевяков:

С закры­ти­ем тор­го­вых точек и осво­бож­де­ни­ем пло­ща­дей мы стал­ки­ва­лись и рань­ше, послед­ний раз в 2008 году. Ситуация на дан­ный момент тако­ва, что дохо­ды людей и их поку­па­тель­ная спо­соб­ность за про­шед­шие меся­цы серьез­но упа­ла, мно­гие оста­лись без рабо­ты и, как след­ствие, спрос на про­дук­цию и услу­ги, не отно­ся­щи­е­ся к кате­го­рии «пер­вой необ­хо­ди­мо­сти», упа­дет в бли­жай­шие меся­цы точ­но так же.

К сожа­ле­нию, это замкну­тый цикл – чем мень­ше люди гото­вы тра­тить, тем мень­шее коли­че­ство рабо­чих мест может сохра­нять тор­гов­ля и сфе­ра услуг. Без серьез­но­го под­хо­да к реше­нию дан­ной про­бле­мы со сто­ро­ны госу­дар­ства воз­вра­ще­ния к уров­ню нача­ла 2020 года нам при­дет­ся ждать лет пять.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.