Цитаты из круглого стола «Пандемическое здравоохранение – проблемы и перспективы»

На про­шлой неде­ле, 13 июня, состо­ял­ся круг­лый стол «Пандемическое здра­во­охра­не­ние – про­бле­мы и пер­спек­ти­вы», в ходе кото­ро­го обсуж­да­ли:

— рефор­му здра­во­охра­не­ния 2010 года, опти­ми­за­цию боль­ниц и их вли­я­ние на ситу­а­цию в марте-мае 2020
— про­бле­мы не-ковидных боль­ных – мож­но ли было их избе­жать?
— пере­про­фи­ли­ро­ва­ние выста­воч­ных цен­тров – реаль­ная необ­хо­ди­мость или бес­по­лез­ная тра­та средств?
— пси­хо­ло­ги­че­скую реа­би­ли­та­цию пост-карантинного общества

Участие в обсуж­де­ние принимали:

  • Андрей Андреев, к.м.н., хирург мос­ков­ской поликлиники
  • Олег Артамонов, гла­ва научно-технической служ­бы Партии пря­мой демократии
  • Ян Власов, д.м.н., про­фес­сор Самарского госу­дар­ствен­но­го меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та, экс­перт ООН
  • Евгений Крыжин, сель­ский врач
  • Вячеслав Макаров, гене­раль­ный сек­ре­тарь Партии пря­мой демократии
  • Сергей Шахов, психиатр-нарколог
  • Тимофей Шевяков, руко­во­ди­тель реги­о­наль­но­го депар­та­мен­та Партии пря­мой демократии

Модератор круг­ло­го сто­ла – жур­на­лист Игорь Виттель

Андрей Андреев, к.м.н., хирург мос­ков­ской поли­кли­ни­ки, счи­та­ет, что неваж­но, опа­сен ли вирус, но орга­ни­зо­ва­но все было хорошо:

Центральную поли­кли­ни­ку отда­ли под лабо­ра­то­рию, про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов рас­ки­да­ли по раз­ным фили­а­лам, что­бы поток паци­ен­тов не пере­се­кал­ся. Часть вра­чей ходи­ли по домам для свое­вре­мен­но­го ока­за­ния помо­щи не толь­ко боль­ным ковид, часть вра­чей была рас­пре­де­ле­на в ковид-бригады. Ряд боль­ниц при­ни­ма­ли паци­ен­тов неко­вид­ных. Считаю, мы спра­ви­лись. А насколь­ко это опас­ный вирус и сто­и­ло ли так напря­гать­ся, вопрос дискуссионный.

Ян Власов, д.м.н., про­фес­сор Самарского госу­дар­ствен­но­го меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та, экс­перт ООН, пола­га­ет, что выбран­ная стра­те­гия помог­ла не допу­стить всплес­ка забо­ле­ва­ний, хотя сам факт фор­ми­ро­ва­ния идео­ло­гии, что это пан­де­мия – был сомни­тель­ным. Пандемия – это 5% от насе­ле­ния зем­ли на всех территориях.

Системой здра­во­охра­не­ния у нас зани­ма­лись не вра­чи, а поли­ти­ки и эффек­тив­ные мене­дже­ры. Цифры вро­де полу­чи­ли при­стой­ные в срав­не­нии с сосе­дя­ми. Так ли это страш­но с точ­ки зре­ния популяции?

Система орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния сра­бо­та­ла хоро­шо с идео­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния. Но фор­маль­но у нас забо­лел 1%. Грипп, онко­ло­гия – этим боле­ют боль­ше. А у нас в ито­ге воз­ник эко­но­ми­че­ский кол­лапс, и появи­лись вопро­сы к систе­ме здравоохранения.

Зачем было пере­про­фи­ли­ро­вать спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные цен­тры, настро­ен­ные на высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную помощь, тем более что выста­воч­ные залы были пере­про­фи­ли­ро­ва­ны под поме­ще­ния для ковид-больных?

Но у нас власть не дове­ря­ет про­фес­си­о­на­лам до тех пор, пока не пой­мет, что заго­ня­ет себя в тупик. С само­го нача­ла эпи­де­мии не было при­вле­че­но сооб­ще­ство инфек­ци­о­ни­стов, они бы ска­за­ли, какое коли­че­ство боль­нич­ных пло­ща­дей тре­бу­ет­ся. А ака­де­ми­ка Чучалина, кото­рый пол­жиз­ни зани­ма­ет­ся этим виру­сом, при­влек­ли толь­ко спу­стя два месяца.

Сергей Шахов, психиатр-нарколог, уве­рен, что ситу­а­ция, в кото­рую попа­ли люди в послед­ние меся­цы, чудо­вищ­на с точ­ки зре­ния психогигиены.

Мы видим 2 типа пси­хо­травм. С одной сто­ро­ны, ост­рая пси­хо­трав­ма: тра­ги­че­ские собы­тия, на кото­рые чело­век отре­а­ги­ро­вал. С дру­гой сто­ро­ны, бла­го­да­ря инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, чело­век полу­ча­ет хро­ни­че­скую пси­хо­трав­му. «Каждый день видим эда­кие «свод­ки с фрон­тов», сколь­ко сего­дня тру­пов». А поче­му мы не даем такие свод­ки по инфарк­там и инсуль­там? А они посиль­нее будут.

Можно обра­щать­ся к чело­ве­че­ско­му рацио, а мож­но пугать как гоп­ник ножом. К сожа­ле­нию, у нас пошли по вто­ро­му вари­ан­ту. Заместитель мэра по соци­аль­ным вопро­сам гово­ри­ла в СМИ, что их зада­ча напу­гать как мож­но боль­ше людей, что­бы они не выхо­ди­ли из квар­тир, и таким обра­зом оста­но­вить эпи­де­мию. Изо дня в день они игра­ли на стра­хе смер­ти, так что те боль­ни­цы, кото­рые мы откры­ва­ли под ковид, надо будет переот­кры­вать под невротиков.

На выхо­де, учи­ты­вая, что наши люди не любят обра­щать­ся к вра­чу, мы полу­чим вал забо­ле­ва­ний, депрес­сий. Наложение внеш­них и лич­ных пси­хо­трав­ми­ру­ю­щих фак­то­ров – гре­му­чая смесь.

Олег Артамонов, гла­ва научно-технической служ­бы ППД, сфор­му­ли­ро­вал самую боль­шую про­бле­му на теку­щий момент с науч­ной и управ­лен­че­ской точ­ки зре­ния – это него­тов­ность отка­зы­вать­ся от вве­ден­ных мер.

В начале-середине мар­та, не имея доста­точ­ных дан­ных о ходе эпи­де­мии, мы не зна­ли, что будет даль­ше. В апре­ле появи­лись пер­вые науч­ные рабо­ты, иссле­до­ва­ния и было понят­но, что раз­ви­тия по экс­по­нен­те, кото­ро­го боя­лись в мар­те, не случается.

Тогда же мы уви­де­ли, что эпи­де­мии в дру­гих стра­нах начи­на­ют зату­хать после соро­ко­во­го дня. И на при­ме­ре Швеции с Беларусью мож­но заме­тить, что схо­жую эффек­тив­ность обес­пе­чи­ва­ет даже мень­ший набор мер, и, каза­лось бы, надо откру­чи­вать обрат­но. Н у нас никто не может взять на себя ответственность.

В Москве поза­кры­ва­ли все пар­ки и запре­ти­ли бегать в оди­ноч­ку. В мар­те это еще мож­но было объ­яс­нить неко­то­рой пани­кой. В апре­ле уже ста­ли при­хо­дить рабо­ты по отсле­жи­ва­нию цепо­чек рас­про­стра­не­ния виру­са в раз­ных стра­нах и ста­ло понят­но, что не про­ис­хо­дит эффек­тив­ной пере­да­чи виру­са на улицах.

Я не верю, что экс­пер­тов не спра­ши­ва­ли, я верю, что их не послу­ша­ли. Наверное, услов­ный чинов­ник боял­ся, что ему предъ­явят. Все эти меры и их сум­бур­ная отме­на, ско­рее все­го, про­ис­те­ка­ют не из-за отсут­ствия доста­точ­но­го объ­е­ма инфор­ма­ции, а из-за чинов­ни­чьей трусости.

Евгений Крыжин, сель­ский врач упо­мя­нул вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие поста­нов­ле­ния глав­ных сани­тар­ных вра­чей по регионам.

В апре­ле ска­за­ли, что я каж­до­му паци­ен­ту с симп­то­ма­ми забо­ле­ва­ния верх­них дыха­тель­ных путей, то есть обыч­но­го ОРВИ, обя­зан выдать доку­мент об обя­за­тель­ной само­изо­ля­ции на 14 дней. В доку­мен­те нет ни еди­но­го сло­ва по пово­ду защи­ты пер­со­наль­ных дан­ных и меди­цин­ской тай­ны, копия подоб­но­го поста­нов­ле­ния ухо­дит в Роспотребнадзор, а какое он име­ет отно­ше­ние к нашим пациентам?

Тимофей Шевяков, руко­во­ди­тель реги­о­наль­но­го депар­та­мен­та ППД, так­же отме­ча­ет, что власть не под­клю­ча­ла экс­пер­тов и спе­ци­а­ли­стов к созда­нию нормативно-правовых документов.

Во мно­гих реги­о­нах вве­ден масоч­ный режим. При этом ни в одном доку­мен­те, ни в мос­ков­ском, ни в реги­о­наль­ном, не напи­са­но, на осно­ва­нии чего вве­ден этот режим. Ни одной справ­ки врача.

Когда вы вво­ди­те обя­за­тель­ное ноше­ние СИЗ, вы долж­ны при­ло­же­ни­ем к доку­мен­ту выве­сить пра­ви­ла поль­зо­ва­ния и ути­ли­за­ции СИЗ. Если у нас такой опас­ный вирус, то мас­ки и пер­чат­ки будут отно­сить­ся к кате­го­рии мед­от­хо­дов, кото­рая тре­бу­ет доста­точ­но слож­ной про­це­ду­ры ути­ли­за­ции соглас­но при­ка­зу Минздрава 97 года.

Также Тимофей упо­ми­на­ет дез­ин­фек­цию обще­ствен­ных про­странств и ее воз­дей­ствие на население.

Если вы не в кур­се, в Москве с нача­ла все­го это­го безу­мия на дез­ин­фек­цию ули­цу и полив­ку асфаль­та неиз­вест­но чем было осво­е­но и потра­че­но 2 млрд руб­лей. Причем эффек­тив­ность поли­ва асфаль­та не дока­за­на. А в Челябинске вооб­ще была дез­ин­фек­ция реак­тив­ны­ми уста­нов­ка­ми. Зачем?

Будет ли вто­рая вол­на и гото­вы ли мы к ней? Рассуждают наши эксперты

Ян Власов:

Законы виру­со­ло­гии над дан­ной ситу­а­ци­ей не власт­ны, власт­ны поли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские. Вирусологи пред­по­ла­га­ют, что вто­рой вол­ны быть не долж­но. Считается, что это пер­вая вол­на дока­тит­ся до Дальнего Востока и вер­нет­ся отту­да в Москву. Так что пол­но­стью исклю­чить воз­ник­но­ве­ние вто­рой вол­ны нельзя.

Уровень готов­но­сти к ней, без­услов­но, выше, чем к пер­вой волне. Но, пола­гаю, реко­мен­да­ции Минздрава могут пре­тер­петь серьез­ные изме­не­ния. Вы же зна­е­те, что, по мне­нию Департамента здра­во­охра­не­ния Москвы, масоч­ный режим будет сохра­нять­ся до февраля?

Сергей Шахов опасается:

Сейчас будет смесь двух стра­хов – страх смер­ти от виру­са и страх смер­ти от голода.

К сожа­ле­нию, меди­цин­ские аспек­ты силь­но узур­пи­ро­ва­ны поли­ти­кой. Вижу здесь жела­ние иметь под­кон­троль­ное обще­ство и управ­лять ими с помо­щью страха.

Модератор бесе­ды Игорь Виттель согла­ша­ет­ся с Сергеем:

В какой-то момент люди уста­ют боять­ся, а неко­то­рые еще и едут куку­хой. Как будут голо­со­вать запу­ган­ный народ? Когда соба­ке дают про­ти­во­ре­чи­вые коман­ды, соба­ка впа­да­ет в дикий нев­роз, боле­ет и умирает.

Интересный про­гноз пред­ла­га­ет Генеральный сек­ре­тарь Партии пря­мой демо­кра­тии  Вячеслав Макаров:

Доведение насе­ле­ния до мас­со­во­го нев­ро­за может при­ве­сти даже к боль­шей про­бле­ме, чем мы все ожи­да­ем. С моей точ­ки зре­ния, теку­щий уро­вень безу­мия в США во мно­гом свя­зан не толь­ко с тем, что сра­бо­тал триг­гер на дав­но нако­пив­шу­ю­ся про­бле­му, но и с тем, что насе­ле­ние каран­ти­на­ми было дове­де­но до высо­кой сте­пе­ни готов­но­сти при­нять любой мас­со­вый психоз.

На прак­ти­ке это озна­ча­ет, что мы можем полу­чить вне­зап­ную мас­со­вую исте­рию по како­му угод­но пово­ду. Мы сей­час наблю­да­ем исто­рию дела Ефремова. Уровень нака­ла абсо­лют­но не кор­ре­ли­ру­ет с собы­ти­ем. Народ уже гото­вит­ся про­те­сто­вать. Следующий взрыв может быть вооб­ще по любо­му пово­ду и такой, что мало нико­му не покажется.

Ну и как итог, Сергей Шахов предупреждает:

Во вто­рой поло­вине октяб­ря наши насто­я­щие боль­ные чув­ству­ют в себе при­лив пошу­меть. Если один сума­сшед­ший зашу­мит, вся пала­та пой­дет вразнос.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.