Единая биометрическая система на государственном уровне
Минкомсвязи планирует расширить сферу применения единой биометрической системы, придав ей статус ГИС – государственной информационной системы. Базу данных, в которой на данный момент хранятся слепки лица и голоса более 140 тыс. россиян, можно будет использовать, чтобы дистанционно получать услуги связи, нотариальные, финансовые и не только. Можно будет даже обращаться за получением удаленного судопроизводства и дистанционного образования.
В министерстве считают, что с предоставлением системе статуса ГИС, она будет вызывать больше доверия, в ней будет регистрироваться больше людей, зная, что государство гарантирует им сохранность данных и безопасность сервиса.
Как рассказывают «Известия», ЕБС была введена в обиход 2 года назад по инициативе Центробанка. Банки собирали биометрические данные в отделениях, а люди, которые сдавали им слепки лица и голоса, впоследствии могли открывать счета в любых кредитных организациях без личного присутствия в офисе.
Сейчас оператором системы выступает «Ростелеком», причём обсуждается вариант государственно-частного партнерства: в этом случае собственником ЕБС становится государство, а оператор остается прежним. Ростелеком рассчитывает, что, когда система получит статус государственной, регистрироваться станет больше людей. Пока что в компании планируют использование только существующих биометрических модальностей (лицо, голос), для которых система регистрации уже выстроена. В дальнейшем, возможно, начнут применять и какие-то иные модальности, к примеру, распознавание по рисунку вен ладони.
Виктор Мысь, независимый эксперт, считает расширение сферы применения ЕБС преждевременным:
Чуть ли не каждую неделю мы слышим о скандалах из-за утечек данных из крупнейших банков. Были уже и утечки с госуслуг, про более мелкие системы и говорить не приходится. Поэтому вопрос доступа к биометрическим данным россиян – это, наверное, даже не вопрос денег, а вопрос времени.
Пока не произойдет качественного роста культуры обращения с персональными данными, пока квалификация операторов данных не вырастет в разы, говорить в позитивном ключе о единой системе биометрических данных я не могу. Без серьезного переосмысления технологических, юридических и культурных аспектов обращения с персональными данными вреда от создания такой системы может оказаться на порядок больше, чем пользы.
Сергей Нестерович, независимый технический эксперт, уверен, что «безумное веселье не остановить»:
Затея с единой биометрической системой данных возникла, судя по всему, в формате «потому что можем придумать», без всякого соотнесения с функциональностью и реальными потребностями уже имеющихся государственных систем.
Функциональность такого сорта нельзя приветствовать, так как в текущем виде государственных систем она будет провоцировать вал попыток нелегального использования.
При этом она создаст серьёзнейшие проблемы с доказыванием того, действительно ли человек удостоверил некоторую сделку своим лицом или своим отпечатком пальцев или что это не сделали за него некоторые мошенники. И алгоритмы работы, и технические стандарты, используемые системой, и формат её использования оказываются непрозрачными для общества, а юридические последствия при этом начнут наступать сразу по факту внедрения.
В своё время системный отказ Росреестра от выдачи документов о праве собственности на недвижимость на бумаге привёл к значительным проблемам. Они были как реальными – были зафиксированы дистанционные сделки от имени собственников, так и проблемами доверия – появление возможности дистанционно потерять единственную квартиру, например, спровоцировало массовую паранойю в обществе.
И частичным решением проблемы было разве что введение механизма блокировки дистанционных сделок по распоряжению недвижимости, который активировался по инициативе собственника. То есть теперь, чтобы твою квартиру не увели, сделав ЭЦП от твоего имени, тебе нужно идти в МФЦ или непосредственно Росреестр и оставлять заявление о том, что ты запрещаешь электронно удостоверенные действия, все договоры о своей квартире будешь подписывать только лично.
С Единой Биометрической Системой на старте нужно бы внедрить аналогичный механизм. Чтобы граждане, которые не желают ей пользоваться, могли оставить заявление, и государство вместе с частными структурами их в принципе в дальнейшем сбором биометрии не донимало.
Это тем более актуально в связи с тем, что заявления представителей Минцифры и Ростелекома о том, что государство якобы несет ответственность за неправомерное использование и утечку персональных данных является неправдой. Никакой, абсолютно никакой ответственности оно за это не несёт, кто хочет спорить – пусть приведёт хотя бы 3–4 примера судебных процессов в России, на основании которых людям, чьи персональные данные были неправомерно использованы мошенниками, государство сделало бы хоть какие-то компенсационные выплаты или хотя бы официально принесло извинения. Подозреваю, что таких судебных процессов не было ни одного.
А персональные данные текут из государственных систем и это легко проверяемый факт.
С биометрией начинается уже серьёзная история, потому что желание крупных подрядчиков получить госзаказ и освоить на этом деньги вступает в острое противоречие с потенциально разрушительными последствиями этой затеи. Остановить её общество не сумеет, но можно, хотя бы, призвать её инициаторов к минимальному порядку. Бюджеты-то пусть осваивают. Главное, чтобы по результатам этого освоения граждане не пострадали.