Сколько людей на самом деле хочет голосовать электронно

Согласно про­ве­ден­но­му «ВЦИОМ-Спутник» и Центром поли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ры иссле­до­ва­нию, голо­со­вать дистан­ци­он­но при нали­чии подоб­ной воз­мож­но­сти гото­вы уже боль­ше поло­ви­ны рос­си­ян, при­том треть из опро­шен­ных хоте­ла бы начать уже на бли­жай­ших выборах.

В чем люди видят плю­сы и мину­сы дистан­ци­он­но­го элек­трон­но­го голо­со­ва­ния в срав­не­нии с обыч­ным? Плюсы – в соб­ствен­но дистан­ци­он­но­сти и отсут­ствии необ­хо­ди­мо­сти куда-то идти (28%), быст­ро­те (16%) и удоб­стве (12%). Фальсификаций при этом опа­са­ет­ся при­бли­зи­тель­но каж­дый пятый (21%), уте­чек дан­ных на сто­ро­ну боят­ся 15%, а про­блем с интер­не­том – 12%.

В целом одоб­ря­ют воз­мож­ность дистан­ци­он­но­го голо­со­ва­ния при­мер­но 50% рос­си­ян, при­том чис­ло поло­жи­тель­но вос­при­ни­ма­ю­щих сам факт дистан­ци­он­но­го голо­со­ва­ния вырос­ло с мая на 4%. К бли­жай­шим выбо­рам рас­клад, по сло­вам «КоммерсантЪ», пред­по­ла­га­ет­ся следующим:

Если на сле­ду­ю­щих выбо­рах будет пред­ло­же­но выбрать элек­трон­ное голосование:

  • 65% рос­си­ян про­го­ло­су­ют обыч­ным способом;
  • 30% – через интернет;
  • 1% – по почте;
  • 2% – не определились.

Предполагается, что уже в 2021 году на выбо­рах в Госдуму элек­трон­ное голо­со­ва­ние будут исполь­зо­вать по воз­мож­но­сти повсеместно.

Об инте­ре­се рос­си­ян к элек­трон­но­му голо­со­ва­нию рас­суж­да­ет руко­во­ди­тель груп­пы научно-технической экс­пер­ти­зы Олег Артамонов:

С одной сто­ро­ны, «обе­щать – не зна­чит женить­ся»: в реаль­но­сти новые опции все­гда в ито­ге выби­ра­ет мень­шее чис­ло людей, неже­ли инте­ре­су­ют­ся ими. Сейчас мы видим ста­дию инте­ре­са, какой про­цент это­го инте­ре­са пере­рас­тёт в реаль­ное дей­ствие – вопрос пока открытый.

Вместе с тем, оче­вид­но, что успех дистан­ци­он­но­го элек­трон­но­го голо­со­ва­ния по поправ­кам в Конституцию в Москве и Нижнем Новгороде, про­шед­ше­го без сбо­ев и не вызвав­ше­го сколь-нибудь серьёз­ных сомне­ний в досто­вер­но­сти резуль­та­тов, повли­ял на уро­вень дове­рия к нему изби­ра­те­лей – и, разу­ме­ет­ся, мно­гие из них дей­стви­тель­но пред­по­чтут про­го­ло­со­вать, не вста­вая с дива­на, неже­ли ходить на обыч­ные УИК. Это вопрос, по боль­шо­му счё­ту, обыч­но­го ком­фор­та – зачем при­ла­гать допол­ни­тель­ные уси­лия, если мож­но обой­тись без них и при этом полу­чить точ­но такой же, а то и луч­ший результат?

И здесь важ­но, что­бы вла­сти и опе­ра­то­ры элек­то­раль­ной систе­мы не рас­слаб­ля­лись при виде кра­си­вых чисел ВЦИОМовских опро­сов. Да, сей­час изби­ра­те­ли нача­ли дове­рять элек­трон­но­му голо­со­ва­нию, но дове­рие – это вещь, кото­рая нара­ба­ты­ва­ет­ся года­ми, а утра­чи­ва­ет­ся за мину­ты. Вопросы о регла­мен­та­ции рабо­ты наблю­да­те­лей на ДЭГ, о допус­ке неза­ви­си­мых экс­пер­тов к ауди­ту про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, о моди­фи­ка­ции зако­но­да­тель­ства в соот­вет­ствии со спе­ци­фи­кой ДЭГ нику­да не исчез­ли – и они долж­ны быть реше­ны рань­ше, чем ДЭГ будет раз­вёр­ну­то на всю страну.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.