Эксперименты с персональными данными

Законопроект Министерства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия пред­ла­га­ет в рам­ках экс­пе­ри­мен­таль­ных пра­во­вых режи­мов выве­сти обра­бот­ку пер­со­наль­ных дан­ных из-под отдель­ных норм зако­нов «О свя­зи», «О пер­со­наль­ных дан­ных» и «Об осно­вах охра­ны здо­ро­вья граж­дан».

Речь идет о том, что­бы выве­сти из-под дей­ству­ю­ще­го регу­ли­ро­ва­ния вра­чеб­ной тай­ны, тай­ны свя­зи, теле­фон­ных раз­го­во­ров и пере­пис­ки про­ект по при­ме­не­нию искус­ствен­но­го интел­лек­та в меди­цине и про­ект по созда­нию сер­ви­са для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти мало­го и сред­не­го биз­не­са. Вплоть до того, что­бы не полу­чать обя­за­тель­ное пись­мен­ное согла­сие граж­да­ни­на на обра­бот­ку его пер­со­наль­ных дан­ных. Зачем? Чтобы снять огра­ни­че­ния, нали­чие кото­рых меша­ет тому, что­бы про­бо­вать и вво­дить новые циф­ро­вые инно­ва­ции.

Сейчас зако­но­про­ект про­хо­дит согла­со­ва­ние, а в слу­чае его при­ня­тия соот­вет­ству­ю­щим под­за­кон­ным актом лег­ко мож­но будет раз­ре­шить обра­бот­ку лич­ных дан­ных граж­да­ни­на кем угод­но без его ведо­ма и кон­тро­ля. С каки­ми целя­ми – чело­век даже не узна­ет.

Законопроект, впро­чем, преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность выпла­ты ком­пен­са­ций участ­ни­кам экс­пе­ри­мен­таль­но­го режи­ма из спе­ци­аль­но­го фон­да, а так­же воз­мож­ность направ­ле­ния жалоб поль­зо­ва­те­ля­ми.

О недо­стат­ках подоб­но­го зако­на рас­ска­зы­ва­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Дмитрий Лысаковский:

Понятие «пер­со­наль­ные дан­ные» име­ет в насто­я­щее вре­мя очень шат­кое пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние, даже тер­мин в законе опре­де­лён очень уни­вер­саль­но: «любая инфор­ма­ция, отно­ся­ща­я­ся к пря­мо или кос­вен­но опре­де­лен­но­му или опре­де­ля­е­мо­му физи­че­ско­му лицу (субъ­ек­ту пер­со­наль­ных дан­ных)». Тем не менее, сей­час ПД явля­ют­ся объ­ек­том какого-никакого, но пра­во­во­го регу­ли­ро­ва­ния. Предложение же Минэкономики пред­став­ля­ет из себя очень стран­ный ход: выве­сти ПД, исполь­зу­е­мые для инно­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти обра­бот­ки Big data (то есть исполь­зу­е­мые на эта­пе тести­ро­ва­ния и отра­бот­ки систем и меж­си­стем­но­го вза­и­мо­дей­ствия) из-под кон­тро­ля зако­на, фак­ти­че­ски отме­нив дан­ные граж­да­нам пра­ва по кон­тро­лю над инфор­ма­ци­ей о себе.

В част­но­сти, под уда­ром может ока­зать­ся пра­во граж­дан зна­ко­мить­ся с инфор­ма­ци­ей о себе и изы­мать из баз дан­ных свои пер­со­наль­ные дан­ные. Более того, имен­но дей­ству­ю­щее регу­ли­ро­ва­ние хоть как-то регу­ли­ру­ет пра­во граж­дан на кон­фи­ден­ци­аль­ность и целост­ность такой инфор­ма­ции.

Само пред­ло­же­ние о созда­нии ком­пен­са­ци­он­но­го фон­да гово­рит, что раз­ра­бот­чи­ки зако­но­про­ек­та осо­зна­ют эти рис­ки, но гото­вы рабо­тать с ними толь­ко пост­фак­тум.

Почему для отлад­ки необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать имен­но реаль­ные дан­ные, а не обез­ли­чен­ную инфор­ма­цию, как это дела­ет­ся, напри­мер, в систе­ме пуб­ли­ка­ции судеб­ных актов, в пред­ло­же­нии не рас­кры­ва­ет­ся.

Поделиться