Ждет ли Россию потребительский кризис
Согласно расчетам индекса потребительских настроений Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ), во втором квартале 2020 года индекс потребительской уверенности россиян упал на 19% и находится уже на минус 30%. Таким образом Россия оказалась в пятерке европейских стран с худшими потребительскими настроениями (куда также входят Греция, Словения, Португалия и Испания).
Как рассчитывается этот индекс? За основу берут ежеквартальный опрос населения, в ходе которого респонденты оценивают как общую ситуацию в экономике, так и личные сбережения и траты.
Это не первое такое сильное падение индекса потребительской уверенности. В прошлые кризисные годы он опускался и сильнее, к примеру, в 2009 – до минус 35%, а в 1999 до минус 45%. От прошлых кризисных лет 2020 отличается именно стремительностью падения – индекс стремительно рухнул всего за три месяца, за всю историю подсчета ничего подобного никогда не случалось.
Ситуацию комментирует пресс-секретарь Партии прямой демократии Тимофей Шевяков:
Ухудшение потребительских настроений в России – вещь вполне предсказуемая. За прошедшие месяцы локдауна подавляющее большинство граждан России не увидело никакой помощи, за исключением разве что «детских» денег, малому и среднему бизнесу нанесен сокрушительный удар, безработица растет. На этом фоне наиболее финансово активные граждане 35–50 лет, прошедшие не через один кризис в России, предпочитают затянуть пояса. А это означает, что сокращается приток денег в самые разные сферы – от розничной торговли до туризма, что, в свою очередь, приводит к эффекту домино и схлопыванию различных секторов экономики. Вероятнее всего, подобная ситуация продлится в лучшем случае лет пять, если правительство не будет предпринимать никаких мер по стимулированию «низовой» экономики.
С ним соглашается член ВКС Партии прямой демократии Василий Ансимов:
Потребительский спрос падает уже с 2014 года, но предложение частично реагирует удешевлением за счет снижения качества и маркетинговых психологических манипуляций типа 0,5 л -> 0,45 л. От недешевеющих продуктов люди понемногу отвыкают, что влечет к сокращению предложения. В целом идет плавный дрейф в сторону 90х, но люди смиряются, так как это происходит достаточно медленно, можно сказать, что в дно еще не уперлись.
Отчасти ухудшение уровня потребление компенсируется потреблением массового виртуального контента, который не дорожает. Виртуальная морковка скрашивает отсутствие реальной. Однако хабаровский кейс можно считать звоночком о том, что это уже не всегда работает.