Конфискация неподтвержденных доходов
Как стало известно, Минфин готовит поправки в ст. 46 и 146 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым в Пенсионный фонд будут перечислять денежные средства, законность получения которых доказать невозможно. Подобные средства будут конфискованы, и зная о том, что дефицит у Пенсионного фонда составляет уже 118,4 млрд рублей, применение им точно найдется.
По словам «Известий», поправки будут внесены также и в ГК РФ. Так что в установленных случаях смогут конфисковывать не только «имущество, в отношении которого <…> не представлены доказательства, подтверждающие приобретение имущества на законные доходы, но и денежные средства – в случае отсутствия доказательств законности их получения».
Впрочем, Минюст разъяснил поправки о передаче конфискованных денег в ПФР, заявив, что данные поправки коснутся только тех граждан, которые обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супругов и несовершеннолетних детей. Вопросы к государственным и муниципальным служащим возникнут, если на счета их и их родственников поступят средства в сумме, превышающей их общий доход за отчетный период и предшествующие два года, и если законность их получения не подтверждена.
Кстати, изымая в пользу государства приобретенное на неподтвержденные доходы имущество, в этом году ПФР впервые получил 21,4 млрд рублей за конфискованную у чиновников недвижимость.
Комментирует ситуацию с возможной конфискацией неподтвержденных доходов член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский:
35 статья Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Решение об изъятии такого имущества называется его конфискацией и предусмотрено главой 15.1 Уголовного Кодекса, согласно которой конфискация есть обращение имущества в пользу государства.
То есть для того, чтобы государство получило возможность распоряжаться чужими деньгами, действующее законодательство требует соблюдения двух условий: имущество (деньги) должно быть признано нажитым преступным путем и в отношении данного имущества судом должно быть принято решение о конфискации, вступившее в законную силу.
Новация, скорее всего, носит технический характер, и позволит просто технически перераспределять поступление в бюджет в пользу конкретных бюджетных трат. Однако, как с очевидностью следует из вышеуказанных норм, сама возможность изъятия денег у кого-либо без обвинительного приговора суда является явно незаконной. Таким образом мы будем иметь дело либо с неработающим костылём к правоохранительной системе, либо с инструментом точечного, а потому произвольного действия в отношении чиновников, неугодных действующей власти.
Отдельно следует отметить, что вопросы конфискации денежных средств к компетенции судов присяжных у нас не отнесены. Следовательно, вероятность произвола в судебных решениях, вызванных пожеланиями сверху, остаётся на обычном для российского правосудия уровне.