Демографический кризис: по прогнозам, население России значительно сократится
Прогнозы по численности населения РФ не очень-то радуют: согласно проекту единого плана правительства по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, в 2020 году общая численность российского населения сократится на 158 тысяч человек. Положительные темпы прироста населения будут возможны не раньше, чем через пару лет. Это самая высокая цифра за последние 14 лет.
Общая численность населения России сокращается. Еще три года назад превышение смертности над рождаемостью (естественная убыль населения) компенсировалось миграционным потоком, но уже в 2018 году численность населения снизилась на 99,7 тыс. человек, в 2019 году — на 32,1 тыс. А в 2020 году, по оценке правительства, численность населения России уменьшится на 158 тыс. человек.
Впрочем, по данным Росстата, только за первое полугодие 2020 года естественная убыль населения уже составила 265,5 тыс. человек (946,5 тыс. умерших, 681 тыс. родившихся).
Смертность на фоне пандемии растет, рождаемость снижается. Суммарный коэффициент рождаемости, необходимый для устойчивого естественного прироста населения, у нас в стране падает. Сейчас он составляет всего 1,5, а требуемый уровень – 2,1 и выше. Получается, что общая численность населения РФ в условиях естественной убыли может расти только за счет миграции.
В текущем году границы были закрыты с конца марта, поэтому за первые полгода миграционный поток составил всего 48,8 тысяч человек, хотя за тот же период 2019-го в РФ появилось 134 тысячи мигрантов. Правительство планирует, что уже с 2023 года миграционный поток превысит 300 тысяч людей в год.
Также, согласно проекту, на который ссылается РБК, в стране растет и уровень бедности: доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума с 12,3% в 2019 году поднимется до 13,3%. К 2030 году правительство ставит цель сократить данную цифру в два раза, то есть до 6,5%.
Ранее данная цифра фигурировала в июльском указе президента, которым Путин сдвинул достижение большей части национальных целей развития к 2030 году. Причиной этого послужил пандемический кризис: до него планы ориентировались на 2024 год, а сейчас планировать президенту приходится на более долгий срок.
Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин – о демографической ситуации в России:
Демографическая специфика текущего года для России в первую очередь заключается в резком снижении миграционного прироста населения по общеизвестным эпидемиологическим причинам. Если в прошлом году этот прирост компенсировал естественную убыль населения почти полностью, то в 2020‑м ожидается крупнейшая величина общей убыли, то есть естественной убыли за вычетом миграционного прироста, с середины двухтысячных (хотя тогдашние показатели убыли и превышают ныне ожидаемые в разы).
Значительный спад рождаемости, длящийся всю вторую половину десятых годов, объясняется вхождением в детородный возраст крайне малочисленного поколения девяностых и начала двухтысячных. Стабилизироваться падающий из года в год уровень рождаемости должен в ближайшие годы, но к росту она вернется не раньше, чем придет время создавать семьи многочисленному поколению примерно 2007–2017 годов рождения, то есть еще очень не завтра.
Поэтому при всей безусловной важности принятых в последние годы мер стимулирования рождаемости сами по себе они не обеспечат возвращения к естественному приросту населения, во всяком случае, в течение предстоящего десятилетия. Это обстоятельство влечет неизбежность проведения государством агрессивной и вместе с тем адресной миграционной политики. Агрессивной – потому что нам нужны сотни тысяч новых сограждан ежегодно только для компенсации текущей естественной убыли. Адресной – потому что они должны быть близки стране этнически, культурно и ценностно, иначе лекарство окажется много хуже болезни.
Нельзя сказать, что такая политика не ведется: год от года расширяются основания получения российского гражданства как соотечественниками, так и гражданами постсоветских республик, наиболее близких нам в перечисленных смыслах, и упрощаются соответствующие процедуры. Но резервы ее эффективности, безусловно, остаются, и немалые. И это даже не вопрос сохраняющихся узких мест в работе профильных ведомств: чем сравнительно привлекательнее будет жизнь в России для населения сопредельных республик, тем успешнее мы справимся с демографическим вызовом. Обеспечение существенно более высокого, чем у соседей, уровня и особенно качества жизни – одна из главных стратегических задач страны, и Партия прямой демократии убеждена, что внедрение в нашу повседневность методов прямой демократии сыграет в ее решении важнейшую роль.