Три четверти россиян признались в неумении формировать сбережения и инвестировать
Почти три четверти россиян признались, что не умеют инвестировать, формировать сбережения и грамотно управлять бюджетом, свидетельствуют результаты опубликованного в ТАСС опроса.
Примерно 35% опрошенных совершают импульсные покупки, 25% не справляются с ведением учета доходов и расходов, 29% не умеют откладывать деньги, а 14% не знают, как накопить на пенсию. Ряд опрошенных так и вовсе забывает оплачивать коммунальные платежи и вносить платежи по кредитам.
Пандемия поспособствовала смене финансовых привычек людей: 18% решили заняться тем, чтобы откладывать деньги, 13% задумались об увеличении уже имеющихся сбережений, а 17,2% поняли, что формировать сбережения надо, но пока не обзавелись конкретными планами.
Правда, сложность в том, что 74% опрошенных не обладают навыками и знаниями о том, как инвестировать, управлять семейным бюджетом и формировать сбережения. Впрочем, овладеть подобными навыками хотят 98% респондентов, так что не всё потеряно. По исследованиям Минфина, в России растет индекс финансовой грамотности, так что тех, кто разбирается в том, как сберегать и инвестировать, становится больше.
О финансовой грамотности населения задумывается член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Финансовая грамотность наравне с цифровой – такой же непременный компонент фактической дееспособности человека в наши дни, каким век назад была грамотность общая. И точно так же, как век назад, с учетом масштаба проблемы, она требует решения всем миром.
Загонять граждан в программы нового ликбеза не надо – как видим, в огромном большинстве, чувствуя недостаток соответствующих знаний и навыков, они готовы идти за этими знаниями сами. А раз так, самое время для создания доступных и качественных платформ, на которых желающие ступень за ступенью, в зависимости от исходного уровня владения предметом, узнавали бы, как обращаться с финансами можно, как нужно и как – ни в коем случае не следует.
Материал для таких платформ в принципе давно существует – в частности, профильная служба Центрального банка занимается его созданием не первый год. Вопрос скорее в формировании сети площадок, и не только онлайновых, посредством которых готовое знание могло бы транслироваться любому желающему – причем дифференцированно в зависимости от возраста и базовой подготовки аудитории. И вот тут прямо-таки напрашивается объединение усилий государства и волонтерского движения.