А не отменить ли трехдневное голосование?
Депутаты «Справедливой России» выступили с предложением отменить трехдневное голосование на выборах. Сергей Миронов, Валерий Гартунг, Олег Нилов, Олег Шеин и Дмитрий Ионин полагают, что на сентябрьском голосовании было необходимо принятие «особых, экстраординарных механизмов и процедур, направленных на минимизацию количества социальных контактов между избирателями». А поскольку у наблюдателей не было возможности в полной мере контролировать голосование, то произошло «существенное снижение уровня открытости избирательного процесса».
Депутаты предлагают ввести законопроект в действие очень быстро, прямо с 1 октября 2020 года. Для этого требуется признать утратившими силу положения федерального закона, принятого не далее, как в июле, когда и было разрешено трехдневное голосование.
Также члены «Справедливой России» предлагают еще и запретить включать учителей в избиркомы и проводить голосование в школах, чтобы учителя не подвергались административному давлению и не теряли авторитет в глазах учеников.
Глава ЦИК Элла Памфилова решила воздержаться от комментариев по данным инициативам, но готова озвучить свои соображения, если речь дойдет до серьезных обсуждений в Госдуме.
Свою точку зрения на трехдневное голосование высказывает пресс-секретарь Партии прямой демократии Тимофей Шевяков:
Инициатива об отмене трехдневного голосования абсолютно разумна, если мы говорим о традиционном «бумажном» голосовании. Выделить достаточное количество наблюдателей за «пеньковым» голосованием на три дня невозможно в принципе, а это означает огромное пространство для махинаций.
Достаточно посмотреть на итоги прошедшего ЕДГ по целому ряду регионов, чтобы осознать масштабы злоупотреблений. Огромное число проголосовавших досрочно (65,7% в Воронежской области и 68,4% в Татарстане, к примеру) вызывает серьезные сомнения уже по той простой причине, что такое количество бюллетеней попросту не влезет в переносные урны, да и активность избирателей, в два раза большая, чем в воскресенье, неизбежно должна была быть зафиксирована СМИ либо сторонними наблюдателями. Иными словами, подобный формат критически подрывает легитимность самого института выборов, что в 2021 году может стать той соломинкой, что сломает хребет верблюду.
При этом формат досрочного голосования в электронном формате вполне можно (и даже нужно) сохранить, а, возможно, и расширить. Опыт голосования по поправкам в Конституцию в июле и электронного голосования на ЕДГ показывает, что распределение числа голосующих по временной шкале в целом стандартно и никаких экстремальных всплесков не наблюдается. Иными словами, вероятность злоупотреблений при ДЭГ, в отличие от «бумажного» голосования, стремится к статпогрешности. Очевидно, что реализовать формат электронного голосования в масштабах всей страны на выборах в Государственную Думу технически малореально, но двигаться в эту сторону жизненно необходимо для сохранения легитимности и поддержания авторитета власти в целом.