Студенческий капитал и подготовка студентов

Депутаты «Справедливой России» раз­ра­бо­та­ли зако­но­про­ект о сту­ден­че­ском капи­та­ле. В нем пред­ла­га­ет­ся выда­вать выпуск­ни­кам выс­ших учеб­ных заве­де­ний по 500 тысяч руб­лей, а закон­чив­шим сред­ние спе­ци­аль­ные учеб­ные учре­жде­ния — по 250 тысяч.

Замруководителя фрак­ции «Справедливая Россия» Федот Тумусов счи­та­ет, что выпуск­ни­кам тре­бу­ют­ся некие «подъ­ем­ные», что­бы про­сти­му­ли­ро­вать моло­дых спе­ци­а­ли­стов выез­жать в места, где они мог­ли бы «при­не­сти мак­си­маль­ную поль­зу для себя и стра­ны».

Капитал смо­гут полу­чить толь­ко обу­ча­ю­щи­е­ся в очной фор­ме и полу­ча­ю­щие пер­вое обра­зо­ва­ние дан­но­го уров­ня. Начать исполь­зо­вать день­ги сту­дент смо­жет лишь после того, как полу­чит диплом.

Потратить сту­ден­че­ский капи­тал выпуск­ни­кам мож­но будет на арен­ду жилья, опла­ту про­ез­да либо на откры­тие соб­ствен­но­го биз­не­са.

О зако­но­про­ек­те и про­бле­мах под­го­тов­ки сту­ден­тов рас­суж­да­ет руко­во­ди­тель груп­пы научно-технической экс­пер­ти­зы Партии пря­мой демо­кра­тии Олег Артамонов:

Как бы кра­си­во ни выгля­де­ла эта ини­ци­а­ти­ва, её при­ня­тие при­ве­дёт к окон­ча­тель­но­му раз­ва­лу оте­че­ствен­но­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

По сути, уже сей­час — и дав­но — мы име­ем две про­бле­мы с под­го­тов­кой сту­ден­тов:

1) Огромное коли­че­ство вузов второго-третьего сор­та, по сути, про­сто выда­ю­щих короч­ку в обмен на отси­жи­ва­ние какого-то коли­че­ства лек­ций. В сло­жив­шей­ся систе­ме вещей они нуж­ны про­сто пото­му, что зна­чи­тель­ная часть круп­ных рабо­то­да­те­лей не при­ни­ма­ет на рабо­ту людей без выс­ше­го обра­зо­ва­ния. Эти вузы уже сей­час не дают ника­ких реаль­ных зна­ний и навы­ков, цель обу­че­ния в них — толь­ко полу­че­ние «короч­ки».

2) Систему, в кото­рой не вуз ока­зы­ва­ет услу­гу сту­ден­ту за его, сту­ден­та, день­ги, а наобо­рот — вуз наби­ра­ет к себе сту­ден­тов и состав­ля­ет про­грам­му по сво­е­му усмот­ре­нию так, что­бы полу­чить мак­си­мум бюд­жет­но­го финан­си­ро­ва­ния и про­чие плюш­ки. В отли­чие от вузов запад­но­го образ­ца, в боль­шин­стве рос­сий­ских сту­дент не име­ет ника­ко­го вли­я­ния на учеб­ные про­грам­мы и вооб­ще весь про­цесс под­го­тов­ки себя к взрос­лой жиз­ни — он про­сто пять лет плы­вёт по вол­нам, ста­ра­ясь не уто­нуть.

Введение сту­ден­че­ско­го капи­та­ла обе про­бле­мы сде­ла­ет нере­ша­е­мы­ми. Во-первых, пол­мил­ли­о­на руб­лей — отлич­ный сти­мул посту­пать в вуз, в кото­ром пять лет надо будет толь­ко более-менее появ­лять­ся на экза­ме­нах, что­бы в кон­це полу­чить бес­смыс­лен­ную короч­ку. Во-вторых, вузы ста­нут чув­ство­вать себя ещё менее обя­зан­ны­ми сту­ден­там, и обрат­ная связь меж­ду сту­ден­та­ми и учеб­ной частью разо­рвёт­ся окон­ча­тель­но: одни будут учить как хотят, а дру­гие — учить­ся как попа­ло, лишь бы доплыть до завет­но­го полу­мил­ли­он­но­го фина­ла.

В гра­мот­но выстро­ен­ной систе­ме обра­зо­ва­ния сту­дент дол­жен быть, изви­ня­юсь за цинизм, голо­ден. Он дол­жен пони­мать, что в вузе закан­чи­ва­ет­ся его под­рост­ко­вая жизнь, в кото­рой его обес­пе­чи­ва­ли роди­те­ли, и если к стар­шим кур­сам он не полу­чит реаль­ных зна­ний и реаль­но­го вни­ма­ния рабо­то­да­те­лей — у него будут про­бле­мы с тем, что он будет кушать и где он будет жить по окон­ча­нии вуза.

Авторы же ини­ци­а­ти­вы про­сто пред­ла­га­ют про­длить сту­ден­там дет­ство — сна­ча­ла их обес­пе­чи­ва­ют роди­те­ли, потом госу­дар­ство, а потом, годи­кам к трид­ца­ти, может быть, дитят­ко заду­ма­ет­ся о само­сто­я­тель­ной взрос­лой жиз­ни.

Поделиться