Студенческий капитал и подготовка студентов
Депутаты «Справедливой России» разработали законопроект о студенческом капитале. В нем предлагается выдавать выпускникам высших учебных заведений по 500 тысяч рублей, а закончившим средние специальные учебные учреждения – по 250 тысяч.
Замруководителя фракции «Справедливая Россия» Федот Тумусов считает, что выпускникам требуются некие «подъемные», чтобы простимулировать молодых специалистов выезжать в места, где они могли бы «принести максимальную пользу для себя и страны».
Капитал смогут получить только обучающиеся в очной форме и получающие первое образование данного уровня. Начать использовать деньги студент сможет лишь после того, как получит диплом.
Потратить студенческий капитал выпускникам можно будет на аренду жилья, оплату проезда либо на открытие собственного бизнеса.
О законопроекте и проблемах подготовки студентов рассуждает руководитель группы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Как бы красиво ни выглядела эта инициатива, её принятие приведёт к окончательному развалу отечественного высшего образования.
По сути, уже сейчас – и давно – мы имеем две проблемы с подготовкой студентов:
1) Огромное количество вузов второго-третьего сорта, по сути, просто выдающих корочку в обмен на отсиживание какого-то количества лекций. В сложившейся системе вещей они нужны просто потому, что значительная часть крупных работодателей не принимает на работу людей без высшего образования. Эти вузы уже сейчас не дают никаких реальных знаний и навыков, цель обучения в них – только получение «корочки».
2) Систему, в которой не вуз оказывает услугу студенту за его, студента, деньги, а наоборот – вуз набирает к себе студентов и составляет программу по своему усмотрению так, чтобы получить максимум бюджетного финансирования и прочие плюшки. В отличие от вузов западного образца, в большинстве российских студент не имеет никакого влияния на учебные программы и вообще весь процесс подготовки себя к взрослой жизни – он просто пять лет плывёт по волнам, стараясь не утонуть.
Введение студенческого капитала обе проблемы сделает нерешаемыми. Во-первых, полмиллиона рублей – отличный стимул поступать в вуз, в котором пять лет надо будет только более-менее появляться на экзаменах, чтобы в конце получить бессмысленную корочку. Во-вторых, вузы станут чувствовать себя ещё менее обязанными студентам, и обратная связь между студентами и учебной частью разорвётся окончательно: одни будут учить как хотят, а другие – учиться как попало, лишь бы доплыть до заветного полумиллионного финала.
В грамотно выстроенной системе образования студент должен быть, извиняюсь за цинизм, голоден. Он должен понимать, что в вузе заканчивается его подростковая жизнь, в которой его обеспечивали родители, и если к старшим курсам он не получит реальных знаний и реального внимания работодателей – у него будут проблемы с тем, что он будет кушать и где он будет жить по окончании вуза.
Авторы же инициативы просто предлагают продлить студентам детство – сначала их обеспечивают родители, потом государство, а потом, годикам к тридцати, может быть, дитятко задумается о самостоятельной взрослой жизни.