Правительство хочет переложить стоимость счетчиков на население
Правительство поручило профильным ведомствам и министерствам заняться вопросом включения стоимости приборов учета электроэнергии в коммунальные платежи граждан. Это может привести к росту коммунальных платежей, в которые будут включены установка и оплата «умных счетчиков».
Пока что правительство хочет, чтобы министерства прикинули, насколько же вырастут платежи, и продумали, как сгладить этот резкий скачок цен. В последние годы коммунальные платежи повышались в среднем на 4%, но из-за покупки новых счетчиков статистика изменится. Потребителям придется платить больше на 60 млрд руб. в год.
Согласно вступившему в силу летом закону об интеллектуальном учете электроэнергии расходы, которые сетевая компания несет, приобретая и устанавливая приборы, могут быть включены в тариф и в плату за техприсоединение, но также окупаемость может быть обеспечена «за счет повышения эффективности процессов».
Предлагается также увеличить и период установки новых счетчиков: поверку старых счетчиков вместо их замены у малого и среднего бизнеса разрешено будет осуществлять до 1 июля 2022 года, а у населения – до 1 января 2025 года.
Новые тарифы на электроэнергию, которые поручено подготовить ведомствам, должны будут учитывать затраты на установку умных приборов. Предполагается, что «экономия от снижения потерь и издержек» компенсирует расходы, а автоматизация повысит операционную эффективность. Так ли это на самом деле?
Комментирует руководитель группы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Вопрос «кто будет платить за умные счётчики», а точнее, за счётчики с автоматической передачей накопленных данных, является камнем преткновения в индустрии учёта ресурсов уже не первый год.
Проблема здесь проста: эти счётчики стоят дорого. В среднем, например, счётчик воды при добавлении в него беспроводной передачи данных дорожает в два-три раза – до полутора-двух тысяч рублей. С учётом монтажа, на одну квартиру замена счётчиков воды на «умные» обходится в 5–10 тысяч рублей, а ведь кому-то надо ещё платить и абонентку за передачу данных с них. Более того, обычно, такие счётчики обычно работают на беспроводных сетях LoRaWAN или NB-IoT, реже – Wireless M‑Bus, которые также доступны далеко не везде: первые две разворачиваются операторами сетей, третья должна быть установлена в самом доме управляющей компанией.
Наконец, сложнее и обслуживание «умных» приборов учёта – срок службы батарейки в них сравним с межповерочным интервалом, а замена её пользователем не предусмотрена.
Ситуация с электросчётчиками проще разве что с точки зрения батарейки – у них, как минимум, есть электроэнергия и без неё. Но все остальные вопросы – увеличившаяся минимум на тысячу рублей цена, необходимость наличия сетей передачи данных – остаются, и к ним добавляется ещё и чисто юридический: в большинстве случаев электросчётчики располагаются за пределами квартиры и потому находятся в собственности энергосбытовой компании, а не владельца квартиры.
Как весь этот клубок предполагается распутывать, совершенно неясно, но очевидно, что просто перевесить все расходы на собственников квартир станет, мягко говоря, не самой поддерживаемой среди населения идеей.
В целом же мы здесь видим любимый государством, простой, но неэффективный подход: вместо создания условий, в которых установка умных счётчиков становится выгодна хоть кому-либо из участников «пищевой цепочки», ведётся поиск, на кого просто в приказном порядке повесить стоимость этой установки.