Правительство хочет переложить стоимость счетчиков на население

Правительство пору­чи­ло про­филь­ным ведом­ствам и мини­стер­ствам занять­ся вопро­сом вклю­че­ния сто­и­мо­сти при­бо­ров уче­та элек­тро­энер­гии в ком­му­наль­ные пла­те­жи граж­дан. Это может при­ве­сти к росту ком­му­наль­ных пла­те­жей, в кото­рые будут вклю­че­ны уста­нов­ка и опла­та «умных счет­чи­ков».

Пока что пра­ви­тель­ство хочет, что­бы мини­стер­ства при­ки­ну­ли, насколь­ко же вырас­тут пла­те­жи, и про­ду­ма­ли, как сгла­дить этот рез­кий ска­чок цен. В послед­ние годы ком­му­наль­ные пла­те­жи повы­ша­лись в сред­нем на 4%, но из-за покуп­ки новых счет­чи­ков ста­ти­сти­ка изме­нит­ся. Потребителям при­дет­ся пла­тить боль­ше на 60 млрд руб. в год.

Согласно всту­пив­ше­му в силу летом зако­ну об интел­лек­ту­аль­ном уче­те элек­тро­энер­гии рас­хо­ды, кото­рые сете­вая ком­па­ния несет, при­об­ре­тая и уста­нав­ли­вая при­бо­ры, могут быть вклю­че­ны в тариф и в пла­ту за тех­при­со­еди­не­ние, но так­же оку­па­е­мость может быть обес­пе­че­на «за счет повы­ше­ния эффек­тив­но­сти про­цес­сов».

Предлагается так­же уве­ли­чить и пери­од уста­нов­ки новых счет­чи­ков: повер­ку ста­рых счет­чи­ков вме­сто их заме­ны у мало­го и сред­не­го биз­не­са раз­ре­ше­но будет осу­ществ­лять до 1 июля 2022 года, а у насе­ле­ния — до 1 янва­ря 2025 года.

Новые тари­фы на элек­тро­энер­гию, кото­рые пору­че­но под­го­то­вить ведом­ствам, долж­ны будут учи­ты­вать затра­ты на уста­нов­ку умных при­бо­ров. Предполагается, что «эко­но­мия от сни­же­ния потерь и издер­жек» ком­пен­си­ру­ет рас­хо­ды, а авто­ма­ти­за­ция повы­сит опе­ра­ци­он­ную эффек­тив­ность. Так ли это на самом деле?

Комментирует руко­во­ди­тель груп­пы научно-технической экс­пер­ти­зы Партии пря­мой демо­кра­тии Олег Артамонов:

Вопрос «кто будет пла­тить за умные счёт­чи­ки», а точ­нее, за счёт­чи­ки с авто­ма­ти­че­ской пере­да­чей накоп­лен­ных дан­ных, явля­ет­ся кам­нем пре­ткно­ве­ния в инду­стрии учё­та ресур­сов уже не пер­вый год.

Проблема здесь про­ста: эти счёт­чи­ки сто­ят доро­го. В сред­нем, напри­мер, счёт­чик воды при добав­ле­нии в него бес­про­вод­ной пере­да­чи дан­ных доро­жа­ет в два-три раза — до полутора-двух тысяч руб­лей. С учё­том мон­та­жа, на одну квар­ти­ру заме­на счёт­чи­ков воды на «умные» обхо­дит­ся в 5–10 тысяч руб­лей, а ведь кому-то надо ещё пла­тить и або­нент­ку за пере­да­чу дан­ных с них. Более того, обыч­но, такие счёт­чи­ки обыч­но рабо­та­ют на бес­про­вод­ных сетях LoRaWAN или NB-IoT, реже — Wireless M‑Bus, кото­рые так­же доступ­ны дале­ко не вез­де: пер­вые две раз­во­ра­чи­ва­ют­ся опе­ра­то­ра­ми сетей, тре­тья долж­на быть уста­нов­ле­на в самом доме управ­ля­ю­щей ком­па­ни­ей.

Наконец, слож­нее и обслу­жи­ва­ние «умных» при­бо­ров учё­та — срок служ­бы бата­рей­ки в них срав­ним с меж­по­ве­роч­ным интер­ва­лом, а заме­на её поль­зо­ва­те­лем не преду­смот­ре­на.

Ситуация с элек­тро­счёт­чи­ка­ми про­ще раз­ве что с точ­ки зре­ния бата­рей­ки — у них, как мини­мум, есть элек­тро­энер­гия и без неё. Но все осталь­ные вопро­сы — уве­ли­чив­ша­я­ся мини­мум на тыся­чу руб­лей цена, необ­хо­ди­мость нали­чия сетей пере­да­чи дан­ных — оста­ют­ся, и к ним добав­ля­ет­ся ещё и чисто юри­ди­че­ский: в боль­шин­стве слу­ча­ев элек­тро­счёт­чи­ки рас­по­ла­га­ют­ся за пре­де­ла­ми квар­ти­ры и пото­му нахо­дят­ся в соб­ствен­но­сти энер­го­сбы­то­вой ком­па­нии, а не вла­дель­ца квар­ти­ры.

Как весь этот клу­бок пред­по­ла­га­ет­ся рас­пу­ты­вать, совер­шен­но неяс­но, но оче­вид­но, что про­сто пере­ве­сить все рас­хо­ды на соб­ствен­ни­ков квар­тир ста­нет, мяг­ко гово­ря, не самой под­дер­жи­ва­е­мой сре­ди насе­ле­ния иде­ей.

В целом же мы здесь видим люби­мый госу­дар­ством, про­стой, но неэф­фек­тив­ный под­ход: вме­сто созда­ния усло­вий, в кото­рых уста­нов­ка умных счёт­чи­ков ста­но­вит­ся выгод­на хоть кому-либо из участ­ни­ков «пище­вой цепоч­ки», ведёт­ся поиск, на кого про­сто в при­каз­ном поряд­ке пове­сить сто­и­мость этой уста­нов­ки.

Поделиться