Минздрав РФ: эпидемиология на службе идеологии
Вице-премьер Татьяна Голикова на совещании с президентом Владимиром Путиным заявила, что главными причинами заражения коронавирусной инфекцией стали несоблюдение масочного режима и участие в массовых мероприятиях. По ее словам, 80–85% заболевших признаются, что не соблюдали масочный режим и посещали места большого скопления народа либо массовые мероприятия. Вице-премьер настаивала на жестком соблюдении масочного режима и социального дистанцирования.
Суточный показатель заболеваемости коронавирусом за последние две недели вырос в 1,7 раза – с 3,1 до 5,5 на 100 тыс. населения, притом особенно сильно цифры роста пошли вверх в Москве. По мнению ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Россия может выйти на новое плато по заболеваемости к ноябрю этого года.
Ситуацию комментирует руководитель группы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Заявление Голиковой – это, наверное, худшее публичное событие, произошедшее с Минздравом РФ за этот непростой для него год, и крайне безответственное и непрофессиональное действие для самой Татьяны Алексеевны, которое должно серьёзно поднять вопрос об уровне её соответствия занимаемой должности.
Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с эпидемиологией, социологией или вообще любой наукой, соприкасающейся с людьми и пытающейся оперировать числами, при виде этого текста просто хватается за голову.
По вопросам распространения коронавируса написаны уже десятки, если не сотни научных работ: как вирусные частицы переносятся воздушными потоками, сколько времени они выживают на поверхностях, какие дозы вируса являются заразными, как происходило заражение в тех случаях, которые удаётся отследить… Несмотря на это, даже профессиональные эпидемиологи до сих пор не обладают сколь-нибудь полной картиной принципов распространения коронавируса.
Однако Татьяна Алексеевна считает, что профессиональные эпидемиологи нам в этом вопросе вовсе не нужны – нам нужно спросить обывателя, как он сам-то думает, где он заразился. Того самого обывателя, который в массе своей носит неоднократно уже постиранную одноразовую маску, спустив её с носа, чтобы легче дышалось, а о том, что коронавирус может проникать в организм, например, ещё и через слизистую глаза, даже не слышал. Да что там обывателя! Главврач знаменитой «Коммунарки» Денис Проценко ещё весной, до того, как заразился и переболел сам, красиво позировал на всех фотографиях в респираторе, надетом поверх бороды – что прямо и категорически запрещено инструкцией к этому самому респиратору.
Г‑жа Голикова точно уверена, что все эти люди могут самостоятельно определить причину своей болезни? Или она просто отбросила все эти условности – и теперь у нас эпидемиология окончательно поставлена на службу идеологии?
Откуда вообще у 80 % опрошенных взялась идея, что причиной было «несоблюдение масочного режима и участие в массовых мероприятиях»? Собственно, от г‑жи Голиковой она и взялась: человек, знающий про распространение вирусных инфекций ровным счётом ничего – это не упрёк, если вы занимаетесь выпечкой хлеба или проектированием высотных зданий, про вирусные инфекции вы и не обязаны ничего знать – в ответ на такой вопрос пытается в первую очередь вспомнить, что он слышал в новостях и из телевизора. А у нас из каждого утюга звучит «масочный режим и массовые мероприятия».
Вы хоть раз слышали от г‑жи Голиковой или её подчинённых, например, про минимальную инфицирующую дозу и про то, что за восемь-десять часов в одном опенспейсе с приболевшим коллегой вы её набираете с хорошей гарантией, несмотря на любые социальные дистанции (вирус в помещении разносится воздушными потоками вентиляции на десятки метров)? Или что кассир в супермаркете, с которым вы контактируете меньше пяти минут, опасность для вас представляет, разве что если будет откровенно кашлять вам в лицо? Видели ли в общественных местах инструкцию, как правильно носить маску, чтобы не нанести себе больше вреда, чем пользы?
За минувшие месяцы я прочитал довольно много работ по распространению вирусных инфекций. Самой курьёзной из них была статья «Dust or disease? Perceptions of influenza in rural Southern Malawi», в которой рассматривались верования в южной части республики Малави – это страна в Центральной Африке – о причинах распространения гриппа. Так вот, согласно результатам опроса, значительная часть сельского населения Южной Малави верит, что грипп вызывается дорожной пылью.
Что ж, могу только поздравить Министерство здравоохранения Российской Федерации с официальным опусканием экспертизы до уровня сельского населения центральноафриканской республики.