Размер комиссии за прием карт в интернете увеличится

С сере­ди­ны апре­ля Центробанк сдер­жи­вал раз­мер комис­сии за при­ем карт в онлайн-магазинах на уровне 1%, что­бы бороть­ся с послед­стви­я­ми кри­зи­са. С 1 октяб­ря льгот­ная став­ка отме­не­на, и бан­ки эквай­е­ры реши­ли повы­сить комис­сии для интернет-магазинов, вер­нув их к докри­зис­ным зна­че­ни­ям.

Данная комис­сия по сути явля­ет­ся пла­той за при­ем карт. Банки берут с мага­зи­нов меж­бан­ков­скую комис­сию, комис­сию в адрес пла­теж­ной систе­мы, а так­же комис­сию само­го банка-эквайера за при­ем пла­те­жей. Именно послед­нюю Банк России и огра­ни­чи­вал 1% от сто­и­мо­сти това­ра на пери­од с 15 апре­ля по 30 сен­тяб­ря. Понижали до 0,7% на кри­зис­ное вре­мя и меж­бан­ков­ские комис­сии.

Сейчас все комис­сии воз­вра­ща­ют­ся к исход­ным зна­че­ни­ям. Как след­ствие, бан­ки нача­ли отме­нять кэш­бек за покуп­ки, хотя и пред­по­ла­га­ет­ся, что воз­врат к преж­ним уров­ням комис­сий не ока­жет силь­но­го вли­я­ния на пред­при­я­тия интернет-торговли.

Вероятность, что биз­нес зало­жит рас­хо­ды на упла­ту комис­сии в цену това­ра, что при­ве­дет к росту сред­не­го чека для поку­па­те­ля, разу­ме­ет­ся, суще­ству­ет. Но что сто­ит за при­ня­той Центробанком мерой? Рассуждает член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Борис Чигидин:

Перераспределение части комис­сии за кар­точ­ные пла­те­жи от бан­ков к торгово-сервисным пред­при­я­ти­ям и обрат­но каса­ет­ся толь­ко их самих. Для эко­но­ми­ки в целом и потре­би­те­лей это абсо­лют­но ней­траль­ная исто­рия, пото­му что как вве­де­ние огра­ни­че­ний вес­ной не повли­я­ло (вполне пред­ска­зу­е­мо) на роз­нич­ные цены, так и их отме­на не отра­зит­ся на них сей­час: состо­я­ние пла­те­же­спо­соб­но­го спро­са не поз­во­лит ритей­лу пере­кла­ды­вать воз­вра­ща­ю­щи­е­ся рас­хо­ды на поку­па­те­ля.

Осознавал ли все ска­зан­ное Центральный банк, фор­ми­руя в апре­ле пакет анти­кри­зис­ных мер в сво­ей зоне ответ­ствен­но­сти? Понимал ли, что дан­ная мера повле­чет не сни­же­ние цен, а пере­рас­пре­де­ле­ние мар­жи? Не знаю. Но наде­юсь, что да: ими­та­ция бур­ной дея­тель­но­сти не все­гда явля­ет­ся таким уж смерт­ным гре­хом, но при усло­вии пони­ма­ния, что это имен­но ими­та­ция.

Поделиться