Минздрав РФ: эпидемиология на службе идеологии

Вице-премьер Татьяна Голикова на сове­ща­нии с пре­зи­ден­том Владимиром Путиным заяви­ла, что глав­ны­ми при­чи­на­ми зара­же­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей ста­ли несо­блю­де­ние масоч­но­го режи­ма и уча­стие в мас­со­вых меро­при­я­ти­ях. По ее сло­вам, 80–85% забо­лев­ших при­зна­ют­ся, что не соблю­да­ли масоч­ный режим и посе­ща­ли места боль­шо­го скоп­ле­ния наро­да либо мас­со­вые меро­при­я­тия. Вице-премьер наста­и­ва­ла на жест­ком соблю­де­нии масоч­но­го режи­ма и соци­аль­но­го дистанцирования.

Суточный пока­за­тель забо­ле­ва­е­мо­сти коро­на­ви­ру­сом за послед­ние две неде­ли вырос в 1,7 раза – с 3,1 до 5,5 на 100 тыс. насе­ле­ния, при­том осо­бен­но силь­но циф­ры роста пошли вверх в Москве. По мне­нию ЦНИИ эпи­де­мио­ло­гии Роспотребнадзора, Россия может вый­ти на новое пла­то по забо­ле­ва­е­мо­сти к нояб­рю это­го года.

Ситуацию ком­мен­ти­ру­ет руко­во­ди­тель груп­пы научно-технической экс­пер­ти­зы Партии пря­мой демо­кра­тии Олег Артамонов:

Заявление Голиковой – это, навер­ное, худ­шее пуб­лич­ное собы­тие, про­изо­шед­шее с Минздравом РФ за этот непро­стой для него год, и крайне без­от­вет­ствен­ное и непро­фес­си­о­наль­ное дей­ствие для самой Татьяны Алексеевны, кото­рое долж­но серьёз­но под­нять вопрос об уровне её соот­вет­ствия зани­ма­е­мой должности.

Любой чело­век, хотя бы поверх­ност­но зна­ко­мый с эпи­де­мио­ло­ги­ей, социо­ло­ги­ей или вооб­ще любой нау­кой, сопри­ка­са­ю­щей­ся с людь­ми и пыта­ю­щей­ся опе­ри­ро­вать чис­ла­ми, при виде это­го тек­ста про­сто хва­та­ет­ся за голову.

По вопро­сам рас­про­стра­не­ния коро­на­ви­ру­са напи­са­ны уже десят­ки, если не сот­ни науч­ных работ: как вирус­ные части­цы пере­но­сят­ся воз­душ­ны­ми пото­ка­ми, сколь­ко вре­ме­ни они выжи­ва­ют на поверх­но­стях, какие дозы виру­са явля­ют­ся зараз­ны­ми, как про­ис­хо­ди­ло зара­же­ние в тех слу­ча­ях, кото­рые уда­ёт­ся отсле­дить… Несмотря на это, даже про­фес­си­о­наль­ные эпи­де­мио­ло­ги до сих пор не обла­да­ют сколь-нибудь пол­ной кар­ти­ной прин­ци­пов рас­про­стра­не­ния коронавируса.

Однако Татьяна Алексеевна счи­та­ет, что про­фес­си­о­наль­ные эпи­де­мио­ло­ги нам в этом вопро­се вовсе не нуж­ны – нам нуж­но спро­сить обы­ва­те­ля, как он сам-то дума­ет, где он зара­зил­ся. Того само­го обы­ва­те­ля, кото­рый в мас­се сво­ей носит неод­но­крат­но уже пости­ран­ную одно­ра­зо­вую мас­ку, спу­стив её с носа, что­бы лег­че дыша­лось, а о том, что коро­на­ви­рус может про­ни­кать в орга­низм, напри­мер, ещё и через сли­зи­стую гла­за, даже не слы­шал. Да что там обы­ва­те­ля! Главврач зна­ме­ни­той «Коммунарки» Денис Проценко ещё вес­ной, до того, как зара­зил­ся и пере­бо­лел сам, кра­си­во пози­ро­вал на всех фото­гра­фи­ях в респи­ра­то­ре, наде­том поверх боро­ды – что пря­мо и кате­го­ри­че­ски запре­ще­но инструк­ци­ей к это­му само­му респиратору.

Г‑жа Голикова точ­но уве­ре­на, что все эти люди могут само­сто­я­тель­но опре­де­лить при­чи­ну сво­ей болез­ни? Или она про­сто отбро­си­ла все эти услов­но­сти – и теперь у нас эпи­де­мио­ло­гия окон­ча­тель­но постав­ле­на на служ­бу идеологии?

Откуда вооб­ще у 80 % опро­шен­ных взя­лась идея, что при­чи­ной было «несо­блю­де­ние масоч­но­го режи­ма и уча­стие в мас­со­вых меро­при­я­ти­ях»? Собственно, от г‑жи Голиковой она и взя­лась: чело­век, зна­ю­щий про рас­про­стра­не­ние вирус­ных инфек­ций ров­ным счё­том ниче­го – это не упрёк, если вы зани­ма­е­тесь выпеч­кой хле­ба или про­ек­ти­ро­ва­ни­ем высот­ных зда­ний, про вирус­ные инфек­ции вы и не обя­за­ны ниче­го знать – в ответ на такой вопрос пыта­ет­ся в первую оче­редь вспом­нить, что он слы­шал в ново­стях и из теле­ви­зо­ра. А у нас из каж­до­го утю­га зву­чит «масоч­ный режим и мас­со­вые мероприятия».

Вы хоть раз слы­ша­ли от г‑жи Голиковой или её под­чи­нён­ных, напри­мер, про мини­маль­ную инфи­ци­ру­ю­щую дозу и про то, что за восемь-десять часов в одном опен­спей­се с при­бо­лев­шим кол­ле­гой вы её наби­ра­е­те с хоро­шей гаран­ти­ей, несмот­ря на любые соци­аль­ные дистан­ции (вирус в поме­ще­нии раз­но­сит­ся воз­душ­ны­ми пото­ка­ми вен­ти­ля­ции на десят­ки мет­ров)? Или что кас­сир в супер­мар­ке­те, с кото­рым вы кон­так­ти­ру­е­те мень­ше пяти минут, опас­ность для вас пред­став­ля­ет, раз­ве что если будет откро­вен­но каш­лять вам в лицо? Видели ли в обще­ствен­ных местах инструк­цию, как пра­виль­но носить мас­ку, что­бы не нане­сти себе боль­ше вре­да, чем пользы?

За минув­шие меся­цы я про­чи­тал доволь­но мно­го работ по рас­про­стра­не­нию вирус­ных инфек­ций. Самой курьёз­ной из них была ста­тья «Dust or disease? Perceptions of influenza in rural Southern Malawi», в кото­рой рас­смат­ри­ва­лись веро­ва­ния в южной части рес­пуб­ли­ки Малави – это стра­на в Центральной Африке – о при­чи­нах рас­про­стра­не­ния грип­па. Так вот, соглас­но резуль­та­там опро­са, зна­чи­тель­ная часть сель­ско­го насе­ле­ния Южной Малави верит, что грипп вызы­ва­ет­ся дорож­ной пылью.

Что ж, могу толь­ко поздра­вить Министерство здра­во­охра­не­ния Российской Федерации с офи­ци­аль­ным опус­ка­ни­ем экс­пер­ти­зы до уров­ня сель­ско­го насе­ле­ния цен­траль­но­аф­ри­кан­ской республики.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.