Размер комиссии за прием карт в интернете увеличится
С середины апреля Центробанк сдерживал размер комиссии за прием карт в онлайн-магазинах на уровне 1%, чтобы бороться с последствиями кризиса. С 1 октября льготная ставка отменена, и банки эквайеры решили повысить комиссии для интернет-магазинов, вернув их к докризисным значениям.
Данная комиссия по сути является платой за прием карт. Банки берут с магазинов межбанковскую комиссию, комиссию в адрес платежной системы, а также комиссию самого банка-эквайера за прием платежей. Именно последнюю Банк России и ограничивал 1% от стоимости товара на период с 15 апреля по 30 сентября. Понижали до 0,7% на кризисное время и межбанковские комиссии.
Сейчас все комиссии возвращаются к исходным значениям. Как следствие, банки начали отменять кэшбек за покупки, хотя и предполагается, что возврат к прежним уровням комиссий не окажет сильного влияния на предприятия интернет-торговли.
Вероятность, что бизнес заложит расходы на уплату комиссии в цену товара, что приведет к росту среднего чека для покупателя, разумеется, существует. Но что стоит за принятой Центробанком мерой? Рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Перераспределение части комиссии за карточные платежи от банков к торгово-сервисным предприятиям и обратно касается только их самих. Для экономики в целом и потребителей это абсолютно нейтральная история, потому что как введение ограничений весной не повлияло (вполне предсказуемо) на розничные цены, так и их отмена не отразится на них сейчас: состояние платежеспособного спроса не позволит ритейлу перекладывать возвращающиеся расходы на покупателя.
Осознавал ли все сказанное Центральный банк, формируя в апреле пакет антикризисных мер в своей зоне ответственности? Понимал ли, что данная мера повлечет не снижение цен, а перераспределение маржи? Не знаю. Но надеюсь, что да: имитация бурной деятельности не всегда является таким уж смертным грехом, но при условии понимания, что это именно имитация.