Национальные приоритеты на фоне вывоза капитала
Премьер-министр Михаил Мишустин направил 6,6 млрд рублей в регионы для финансирования выплат на детей 3–7 лет. Ежемесячное пособие, установленное в 2020 году президентским указом, полагается семьям с низким достатком и с доходом на человека, не превышающим прожиточный минимум региона. Выплата составляет примерно 5,5 тысяч рублей, то есть 50% от регионального прожиточного минимума каждого конкретного субъекта Федерации. Оформить ее можно в электронном виде на портале госуслуг либо в МФЦ и органах соцзащиты при личном посещении.
Почему на выплаты потребовались дополнительные деньги? Дело в том, что количество детей, чьи родители имеют на нее право, увеличилось.
С 2021 года размер выплаты обещают увеличить, в Министерстве труда и социальной защиты обещают оказывать ее в полном объеме, если при «половинном» уровне выплаты среднедушевой доход в семье все равно ниже прожиточного минимума. По оценкам, на это потребуются дополнительные 95 млрд рублей.
В то же время отток капитала из России вырос более чем в полтора раза в сравнении с прошлым годом. По данным Банка России, в январе-сентябре 2020 года из страны вывели 35,5 миллиарда долларов, а в 2019 году показатель был на десять миллиардов меньше – 21,4 миллиарда долларов. Главной причиной оттока называют снижение обязательств перед нерезидентами.
О национальных приоритетах в тратах рассуждает Василий Ансимов, член ВКС Партии прямой демократии:
Правительство выделяет 8,8 млрд рублей для выплат семьям с детьми от 3 до 7 лет. Каждая нуждающаяся семья получит примерно 5,5 тыс. рублей. Решение выглядит как экстраординарное проявление заботы о детях – для него были выпущены особый указ президента и распоряжение премьера.
Однако, раз уж дети по обновленной Конституции стали «важнейшим приоритетом государственной политики России», полезно оценить траты на них на фоне других расходов в нашей стране.
В 2021 году на оплату труда членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а также их помощников потратят 8,9 млрд рублей (на 510 млн больше, чем в 2020). Нуждающихся детей в России 3,8 миллиона. Сенаторов и депутатов – 1020.
Росстат в 2020 году потратил 8,09 млрд рублей на IT-технологии.
Мэрия Москвы в 2021 году на традиционное перекладывание бордюров выделила 16,5 млрд рублей. Только на ремонт гранитной облицовки Большого каменного моста будет потрачено 2,6 млрд до конца 2020 года.
На всем этом фоне Россия умудряется быть еще и финансовым донором Запада, увеличив в 2020 году (на фоне обрушения экономики от коронавируса) вывоз капитала до 3 млрд долларов, или 228 млрд рублей в месяц.
При этом, например, Латвия выплачивает пособие на ребенка в размере 170 евро (ок 15 тыс руб) до возраста 1,5 года и 42 евро (3,7 тыс руб) до двух лет.
Как видно, «экстраординарные» расходы на детей в России находятся на уровне бюджета третьестепенного ведомства. Они вдвое меньше «бордюрных» московских трат, за которыми, очевидно, стоит коррупция. Денег в России гораздо больше, чем кажется, и тратятся они совсем не «по приоритетам». И это будет продолжаться до тех пор, пока общество не установит контроль над расходами государства через прозрачный прямодемократический процесс, включающий жесткую иерархию ценностных приоритетов и возможность ветирования «игр с бордюрами».