Каким будет цифровой рубль?
Банк России сообщил, что рассматривает вариант выпуска цифрового рубля, который станет третьей формой денежных средств и будет использоваться параллельно с наличными и безналичными рублями. Решение будет принято к концу года, а пока ЦБ собирает обратную связь.
В Министерстве финансов полагают, что плюсом цифрового рубля станет снижение нагрузки на банке, также он будет менее зависим от доллара. К рискам в Минфине отнесли высокую волатильность и отсутствие обеспечения.
Исполнительный директор РАКИБ (Российская ассоциация криптоиндустрии и блокчейна) Александр Бражников считает, что инициатива Банка России по введению цифрового рубля логична, но в данный момент есть целый ряд нерешенных вопросов, которые могут повлиять на ее реализацию. По прогнозу Бражникова, цифровой рубль появится в ближайшие полгода-год.
Руководитель направления «Развитие технологии распределенного реестра» Ассоциации ФинТех Анатолий Конкин верит, что у цифрового рубля есть все шансы стать технологией будущего, особенно если к платформе будут добавлены смарт-контракты. Они будут автоматически проводить расчеты и проверять, исполнены ли условия договора. Если же платформа будет создана на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), то это придаст ей большую устойчивость, но и понизит скорость вычислений в сравнении с централизованной системой. Также Конкин отмечает, что разработка и выпуск цифрового рубля потребуют переработки законодательно-правовой базы и создания дополнительной платежной инфраструктуры.
Еще один эксперт, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич, видит в цифровом рубле страховку России на случай возможного отключения от SWIFT. Также он обращает внимание и на дополнительное удобство для отслеживания транзакций, которое не будет нарушать банковскую тайну и станет плюсом для налоговых органов. По версии Манкевича, срок внедрения цифрового рубля займет 1–2 года.
Приведет ли инициатива ЦБ по введению «цифрового рубля» к усилению контроля за финансами граждан? Рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
В отсутствие мало-мальски внятной официальной информации о функционале «цифрового рубля» мы имеем полное право принять за рабочую гипотезу все предположения и прогнозы по этому предмету, сформулированные в обсуждаемом материале. И сформулировать вполне очевидные вопросы.
Готовы ли граждане к полной прозрачности для государства каждого совершаемого ими расчета цифровыми рублями в режиме реального времени – когда, кому и сколько? К возможным после запуска цифрового рубля мерам по расширению сферы его обращения за счет принудительного ограничения сферы оборота наличных и привычного безнала? Согласны ли они расстаться с привычными привилегиями от банков в виде процентов на остаток по карточным счетам, кэшбеков и иного подобного – все это имеет шанс уйти в небытие вследствие вытеснения цифровым рублем?
Партия прямой демократии – единственная политическая сила, выступающая за право граждан самостоятельно разрешать эти и любые иные вопросы, непосредственно касающиеся лично их прав и интересов. И в этом (но только в этом!) смысле инициативу ЦБ не могу не поприветствовать: чем больше таких инициатив, тем больше у партии сторонников.