Сбер разрабатывает сервис с информацией о тратах и передвижениях россиян

Стало извест­но, что банк пла­ни­ру­ет свя­зать дан­ные о тран­зак­ци­ях рос­си­ян с их место­по­ло­же­ни­ем. Продавая вла­стям и биз­не­су ана­ли­ти­ку о пере­дви­же­ни­ях и тра­тах граж­дан, банк пла­ни­ру­ет таким обра­зом моне­ти­зи­ро­вать дан­ные почти 100 млн клиентов.

Вице-президент Сбера Станислав Карташов рас­ска­зал, что рабо­ты над пилот­ным сер­ви­сом гео­ана­ли­ти­ки ведут­ся, что­бы сопо­став­лять инфор­ма­цию о тран­зак­ци­ях с рас­по­ло­же­ни­ем мага­зи­нов и реко­мен­до­вать биз­не­сам места для откры­тия новых тор­го­вых точек. Также подоб­ные дан­ные мож­но будет исполь­зо­вать для город­ско­го пла­ни­ро­ва­ния, пони­ма­ния пере­ме­ще­ний жите­лей из цен­тра в при­го­род и управ­ле­ния транс­порт­ны­ми пото­ка­ми. Места рас­по­ло­же­ния мага­зи­нов и тор­го­вых точек берут­ся из кар­то­гра­фи­че­ско­го сер­ви­са 2ГИС, кото­рый Сбербанк при­об­рел летом 2020 года.

Банк будет полу­чать инфор­ма­цию от кли­ен­тов (96,9 млн актив­ных част­ных и 2,6 млн актив­ных кор­по­ра­тив­ных), бан­ко­ма­тов (51,6 тыс. устройств) и POS-терминалов (2,2 млн устройств). Предполагается, что Сбербанк будет исполь­зо­вать инфор­ма­цию в обез­ли­чен­ном виде.

Планируется, что новый сер­вис будет рабо­тать в рам­ках запус­ка­е­мой плат­фор­мы «СберАналитика», где будут про­да­вать состав­ле­ние порт­ре­тов ауди­то­рии, информационно-аналитические отче­ты и рекомендации.

Каковы пер­спек­ти­вы у ново­го сер­ви­са ана­ли­ти­ки и сто­ит ли его опа­сать­ся, рас­суж­да­ет руко­во­ди­тель груп­пы научно-технической экс­пер­ти­зы Партии пря­мой демо­кра­тии Олег Артамонов:

Эта новость суще­ствен­но менее сен­са­ци­он­на, чем её пыта­ют­ся пред­ста­вить мно­гие комментаторы.

Во-первых, самой по себе кон­цеп­ции «люди — новая нефть» в том смыс­ле, что сбор и про­да­жа дан­ных о пове­де­нии потре­би­те­лей — очень выгод­ный вид биз­не­са, уже много-много лет. Обывателю кажет­ся, что сле­дить за ним нача­ли толь­ко сего­дня, пото­му что вче­раш­ние ново­сти он не видел или уже забыл — на прак­ти­ке в мире уже дав­но огром­ные мощ­но­сти бро­ше­ны, напри­мер, на ана­лиз поку­па­тель­ско­го пове­де­ния в соц­се­тях и интер­не­те и, более того, ана­лиз соци­аль­ных свя­зей меж­ду людь­ми. Имярек вче­ра встре­чал­ся с при­я­те­лем (сов­мест­ное фото в фейс­бу­ке), а вече­ром начал искать новые науш­ни­ки (тре­кинг поис­ко­вых систем)? Возможно, они вме­сте обсуж­да­ли науш­ни­ки — давай­те при­я­те­лю тоже пока­жем их рекламу!

И так далее, и тому подобное.

Во-вторых, разу­ме­ет­ся, у Сбера все эти дан­ные уже есть, их не надо допол­ни­тель­но соби­рать. У него не может не быть ста­ти­сти­ки по объ­ё­му пла­те­жей с тер­ми­на­лов (каж­дый из кото­рых при­вя­зан к кон­крет­ной тор­го­вой точ­ке), а тем более — по опе­ра­ци­ям в бан­ко­ма­тах (кото­рые надо обслу­жи­вать, в том чис­ле, бри­га­дам инкас­са­то­ров, и это обслу­жи­ва­ние напря­мую свя­за­но с объ­ё­мом опе­ра­ций с налич­ны­ми). Всё, что ему оста­ва­лось, это начать уже име­ю­щи­е­ся дан­ные продавать.

В‑третьих, полез­ность этих дан­ных для роз­нич­ной тор­гов­ли и деве­ло­пе­ров очень силь­но пре­уве­ли­че­на. К сожа­ле­нию, такие дан­ные не отра­жа­ют причинно-следственные свя­зи, а пото­му в общем слу­чае не могут слу­жить осно­ва­ни­ем для при­ня­тия реше­ний. Более того, при­ня­тые реше­ния вли­я­ют на эти дан­ные. Что мы видим по малень­ко­му объ­ё­му денеж­ных опе­ра­ций в кон­крет­ном рай­оне? Что в нём нет круп­ных попу­ляр­ных объ­ек­тов роз­нич­ной тор­гов­ли. Почему их нет? Потому что это непро­ход­ная ули­ца, на кото­рой нет поку­па­те­лей? Неудачная застрой­ка, не поз­во­ля­ю­щая постро­ить удоб­ный ТЦ? Или про­сто пото­му, что ни у одно­го деве­ло­пе­ра ещё «руки не дошли»? Ответов на эти вопро­сы бан­ков­ские дан­ные не дают — а ведь имен­но они явля­ют­ся клю­че­вы­ми для при­ня­тия решения.

В резуль­та­те един­ствен­ное, что мне было бы инте­рес­но каса­тель­но дан­ных Сбера — как в них будут обез­ли­чи­вать­ся не пер­со­наль­ные дан­ные физ­лиц (это как раз очень про­сто, нико­го не инте­ре­су­ют ваши инди­ви­ду­аль­ные тран­зак­ции), а объ­ём обо­ро­та кон­крет­ных мага­зи­нов. Потому что при неак­ку­рат­ном обез­ли­чи­ва­нии — а сде­лать акку­рат­ное вот здесь уже очень слож­но — они ста­нут ещё одним сред­ством кон­ку­рент­ной раз­вед­ки, поз­во­ля­ю­щим биз­не­су вычис­лить, насколь­ко хоро­шо идёт дела у сосе­дей, а в иде­а­ле — как на эти дела вли­я­ют, напри­мер, реклам­ные акции и дру­гие действия.

Это же ведь про­сто меч­та любо­го биз­не­са: купить дан­ные о том, как у кон­ку­рен­та упа­ли обо­ро­ты после раз­ме­ще­ния напро­тив его вхо­да вашей рекламы.

Если же Сбер в ито­ге решит спря­тать «сырые» дан­ные, а про­да­вать толь­ко сде­лан­ную на их базе ана­ли­ти­ку как про­дукт, то его вос­тре­бо­ван­ность будет силь­но зави­сеть от каче­ства ана­ли­за, и, ско­рее все­го, в ито­ге весь про­ект выльет­ся лишь в набо­ры кра­си­вых слай­дов для кра­си­вых выступ­ле­ний на конференциях.

Поделиться