Сбер разрабатывает сервис с информацией о тратах и передвижениях россиян
Стало известно, что банк планирует связать данные о транзакциях россиян с их местоположением. Продавая властям и бизнесу аналитику о передвижениях и тратах граждан, банк планирует таким образом монетизировать данные почти 100 млн клиентов.
Вице-президент Сбера Станислав Карташов рассказал, что работы над пилотным сервисом геоаналитики ведутся, чтобы сопоставлять информацию о транзакциях с расположением магазинов и рекомендовать бизнесам места для открытия новых торговых точек. Также подобные данные можно будет использовать для городского планирования, понимания перемещений жителей из центра в пригород и управления транспортными потоками. Места расположения магазинов и торговых точек берутся из картографического сервиса 2ГИС, который Сбербанк приобрел летом 2020 года.
Банк будет получать информацию от клиентов (96,9 млн активных частных и 2,6 млн активных корпоративных), банкоматов (51,6 тыс. устройств) и POS-терминалов (2,2 млн устройств). Предполагается, что Сбербанк будет использовать информацию в обезличенном виде.
Планируется, что новый сервис будет работать в рамках запускаемой платформы «СберАналитика», где будут продавать составление портретов аудитории, информационно-аналитические отчеты и рекомендации.
Каковы перспективы у нового сервиса аналитики и стоит ли его опасаться, рассуждает руководитель группы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Эта новость существенно менее сенсационна, чем её пытаются представить многие комментаторы.
Во-первых, самой по себе концепции «люди – новая нефть» в том смысле, что сбор и продажа данных о поведении потребителей – очень выгодный вид бизнеса, уже много-много лет. Обывателю кажется, что следить за ним начали только сегодня, потому что вчерашние новости он не видел или уже забыл – на практике в мире уже давно огромные мощности брошены, например, на анализ покупательского поведения в соцсетях и интернете и, более того, анализ социальных связей между людьми. Имярек вчера встречался с приятелем (совместное фото в фейсбуке), а вечером начал искать новые наушники (трекинг поисковых систем)? Возможно, они вместе обсуждали наушники – давайте приятелю тоже покажем их рекламу!
И так далее, и тому подобное.
Во-вторых, разумеется, у Сбера все эти данные уже есть, их не надо дополнительно собирать. У него не может не быть статистики по объёму платежей с терминалов (каждый из которых привязан к конкретной торговой точке), а тем более – по операциям в банкоматах (которые надо обслуживать, в том числе, бригадам инкассаторов, и это обслуживание напрямую связано с объёмом операций с наличными). Всё, что ему оставалось, это начать уже имеющиеся данные продавать.
В‑третьих, полезность этих данных для розничной торговли и девелоперов очень сильно преувеличена. К сожалению, такие данные не отражают причинно-следственные связи, а потому в общем случае не могут служить основанием для принятия решений. Более того, принятые решения влияют на эти данные. Что мы видим по маленькому объёму денежных операций в конкретном районе? Что в нём нет крупных популярных объектов розничной торговли. Почему их нет? Потому что это непроходная улица, на которой нет покупателей? Неудачная застройка, не позволяющая построить удобный ТЦ? Или просто потому, что ни у одного девелопера ещё «руки не дошли»? Ответов на эти вопросы банковские данные не дают – а ведь именно они являются ключевыми для принятия решения.
В результате единственное, что мне было бы интересно касательно данных Сбера – как в них будут обезличиваться не персональные данные физлиц (это как раз очень просто, никого не интересуют ваши индивидуальные транзакции), а объём оборота конкретных магазинов. Потому что при неаккуратном обезличивании – а сделать аккуратное вот здесь уже очень сложно – они станут ещё одним средством конкурентной разведки, позволяющим бизнесу вычислить, насколько хорошо идёт дела у соседей, а в идеале – как на эти дела влияют, например, рекламные акции и другие действия.
Это же ведь просто мечта любого бизнеса: купить данные о том, как у конкурента упали обороты после размещения напротив его входа вашей рекламы.
Если же Сбер в итоге решит спрятать «сырые» данные, а продавать только сделанную на их базе аналитику как продукт, то его востребованность будет сильно зависеть от качества анализа, и, скорее всего, в итоге весь проект выльется лишь в наборы красивых слайдов для красивых выступлений на конференциях.