Судьи останутся без особого мнения
Председатель думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников пояснил, что запрет судьям Конституционного суда, недавно одобренный нижней палатой Парламента, нужен, чтобы «оградить конституционное правосудие от политизации».
Законопроект «О Конституционном суде» был внесен в Думу президентом во исполнение поправок к Конституции. Проект прошел уже первое чтение, но перед вторым рассмотрением Крашенинников и Андрей Клишас внесли в него еще несколько поправок, уже также одобренных Госдумой.
Эти поправки запрещают судьям Конституционного суда обнародовать свое особое мнение и несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме. Упоминать о проходившей в ходе закрытого совещания дискуссии и о результатах голосования судья не сможет ни в СМИ, ни в публичных выступлениях, ни в переписке с гражданами, которые могли бы обнародовать эту переписку. Всё, что может сделать судья, не соглашающийся с решением Конституционного суда, это письменно изложить свое особое мнение. Так оно будет приобщено к протоколу и храниться вместе с ним. Публично ссылаться на него судья права лишается.
Чем объясняет необходимость принятия этой нормы Крашенинников? Упоминая зарубежный опыт, он отсылает к правовым системам Ирландии, Австрии, Бельгии, Люксембурга и Франции, где особые мнения судей не публикуют:
«В Ирландии прямо в самой Конституции написано, что этого делать ни в коем случае нельзя, – сказал Крашенинников. – Это сделано исключительно для того, чтобы это решение было системным и цельным, и поскольку оно вступает в силу и не подвергается сомнению, его уже нельзя где-то опротестовать, соответственно, чтобы оно исполнялось, и чтобы оно действовало беспрекословно».
Глава юридической службы Борис Чигидин не считает подобный запрет признаком уверенности государства в своих силах:
В аргументации П. Крашенинникова прекрасно практически все, но особенно прекрасна апелляция к конституции Ирландии. Документу, принятому свыше 80 лет назад, провозгласившему источником государственности Пресвятую Троицу, содержавшему прямые территориальные претензии к сопредельному государству и объявлявшему богохульство уголовным преступлением. Эти его положения П. Крашенинникова (пока?) не заинтересовали, но по вопросу особых мнений ирландский пример почему-то должен быть наукой для нас.
Напомню: в российском уголовном процессе возможность ознакомления сторон с особым мнением судьи прямо допускается. В гражданском и арбитражном – не запрещается. В конституционном судопроизводстве особые мнения судей были общедоступными много десятилетий, но сейчас этот разврат решено пресечь. Потому что в Ирландии это написано прямо в самой конституции. И еще «для избежания политизации конституционного процесса».
Инициаторы и сторонники такого решения не понимают главного: подобные запреты, тем более учиняемые после долгого периода дозволения, – не признак силы государства и тем более не признак его уверенности в себе. Если начинает казаться, что общедоступность для населения особого мнения судьи КС способна расшатать основы, значит, с самими основами что-то фундаментально не так. Или по самой меньшей мере – с тем кругом носителей власти, которым это начинает казаться. И это самый главный урок, который следует вынести из обсуждаемой истории.