«Коммерсант»: «Яндекс» поделился запросами силовиков

Зачем ком­па­ния опуб­ли­ко­ва­ла ста­ти­сти­ку обра­ще­ний пра­во­охра­ни­тель­ных органов

30 тыс. запро­сов при­сла­ли сило­ви­ки за год в ком­па­нию «Яндекс». Больше все­го пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны инте­ре­су­ют дан­ные поль­зо­ва­те­лей поч­то­во­го ящи­ка, а так­же сер­ви­сов «Паспорт» и «Яндекс.Такси». IT-гигант впер­вые опуб­ли­ко­вал подоб­ный отчет. В нем отме­ча­ет­ся, что 84% обра­ще­ний сило­ви­ков были удо­вле­тво­ре­ны. О чем гово­рят эти циф­ры? И поче­му «Яндекс» решил пере­не­сти их в пуб­лич­ную плос­кость? Разбирался Григорий Колганов.

[…]

30 тыс. запро­сов за год, то есть по 80 в день, вклю­чая выход­ные и празд­ни­ки – это мно­го или мало? Особенно, учи­ты­вая, что отчет­ный пери­од вклю­чал в себя так назы­ва­е­мое мос­ков­ское дело и голо­со­ва­ние по поправ­кам в Конституцию? Оценить мас­штаб инте­ре­са вла­стей к лич­ным дан­ным поль­зо­ва­те­лей «Яндекса» слож­но – срав­ни­вать не с чем. До недав­не­го вре­ме­ни чуть ли не един­ствен­ным извест­ным рос­сий­ским ресур­сом, кото­рый пуб­ли­ко­вал отче­ты о запро­сах сило­ви­ков, был тот же Habr. Однако там речь идет менее чем о десят­ке обра­ще­ний в год.

Но, напри­мер, Google за вто­рое полу­го­дие 2019-го полу­чил почти 82 тыс. запро­сов от госор­га­нов со все­го мира. А в Facebook за тот же пери­од посту­пи­ло свы­ше 140 тыс. обра­ще­ний, но из России толь­ко восемь.

Сталкиваются ли дру­гие оте­че­ствен­ные интернет-компании с пото­ком писем от сило­ви­ков? В этом не сомне­ва­ет­ся руко­во­ди­тель научно-технической экс­пер­ти­зы Партии пря­мой демо­кра­тии Олег Артамонов. Только вот цели таких запро­сов не все­гда оста­ют­ся в рам­ках обще­ствен­ных инте­ре­сов, счи­та­ет Артамонов: 

«Это 50 на 50 – как доста­точ­но реаль­ные запро­сы по тем же, напри­мер, пере­ме­ще­ни­ям на транс­пор­те, свя­зан­ным с кон­крет­ны­ми людь­ми, так и поиск тех, кого сей­час мод­но счи­тать интернет-рецидивистами, когда чело­век про­сто напи­сал откро­вен­ную глу­пость, ника­кой опас­но­сти реаль­ной он не пред­став­ля­ет, но кто-то на нем себе звез­доч­ки заработает».

 "Коммерсант"

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.