Ключевые проблемы России на ближайшую десятилетку
Главные проблемы России – это не дураки и дороги, а бедность, демография и здравоохранение. По крайней мере, по версии вице-премьера Андрея Белоусова, именно эти социально-экономические вызовы станут для нашей страны ключевыми в ближайшее десятилетие.
Россия слишком медленно движется к решению проблемы бедности и недостатка социальной мобильности, демографические процессы также очень инерционные, считает Белоусов.
В бюджете Единого плана достижения национальных целей до 2030 года, на борьбу с бедностью отведено более 2 трлн рублей. Всего же в бюджете 12 трлн, из которых половина предусмотрена на поддержку экономики, а вторая половина – на борьбу с бедностью и решение демографического вопроса.
Впрочем, проблему дорог вице-премьер также посчитал актуальной, высказавшись об отставании железнодорожной инфраструктуры и о перегруженности БАМа и Транссиба.
О том, по какому пути двигаться к решению данных проблем, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Перечисленные А.Р. Белоусовым ключевые внутренние вызовы, стоящие перед страной в среднесрочной перспективе, очевидны до банального. В оглашенном в какой-то другой жизни (в январе этого года) президентском послании эти вызовы тоже были перечислены, меры их преодоления – намечены, а большие (действительно большие) бюджеты на реализацию этих мер – анонсированы.
Однако за неполный год мир перевернулся если не вверх дном, то очень близко к этому, и продолжает дестабилизироваться прямо на глазах. Было невозможно предсказать, что движущей силой этого переворота станет пандемия, но сама по себе хрупкость отживающего миропорядка была очевидна давно и многим. В обсуждаемом смысле это значит, что внешние вызовы и угрозы, исходящие не только от конкретных игроков, но и от обобщенного хаоса, чем дальше, тем сильнее становятся фактором, с которым приходится считаться при решении задач внутреннего развития.
Сделать продолжающую расти внешнюю турбулентность источником собственной силы и ресурсов было бы игрой настолько высокого уровня риска, что пойти на нее осознанно в мире сейчас не готов, наверное, никто. Иное дело – взять осознанный курс на сведение к возможному минимуму воздействия внешних факторов на внутреннюю обстановку (что уже не первый год, и в целом не без успеха, делает, например, Китай). И представляется, что эту задачу, имеющую не столько внешне‑, сколько внутриполитический характер, власти самое время осознать и артикулировать в качестве одного из ключевых приоритетов на ближайшие годы.