Минздрав и оптимизация: не пора ли вводить прямую демократию в здравоохранении?
Недавно Министерство здравоохранения рассчитало, сколько времени должен тратить врач на обследование пациента. В приказе, вступившем в силу с 9 ноября, указано следующее: онкологу хорошо бы потратить на пациента не более 23 минут. Хирургу выделяют 26 минут, гематологу и инфекционисту – всего по 20. Это если человек обратился уже с конкретным заболеванием. Если просто провериться, то норматив сокращается на 30–40%.
«Заполнять бумажки» врачи при этом должны не более 35–39% от длительности приема. Впрочем, обещают, что штрафовать за нарушение нормативов осмотра и ведения записей докторов не будут.
По всем этим нормативам и цифрам планируют рассчитывать нагрузку, чтобы знать, сколько пациентов можно записывать в электронную очередь на день.
Бюрократии в работе врачей много, притом частенько записи по больным приходится дублировать в электронном, и в бумажном формате, чтобы удовлетворить и пациентов, и все контролирующие органы сразу – суды и прокуратура медицинские документы в электронном виде, например, рассматривать пока не готовы. Впрочем, президент уже поставил задачу перейти на электронный документооборот, и приказ об этом уже проходит регистрацию в Минюсте.
Станет ли врачам легче работать с подобным регламентом? Рассуждает Василий Ансимов, член ВКС Партии прямой демократии:
В то время, как первый вице-премьер Андрей Белоусов признает ухудшение состояния российского здравоохранения, Минздрав пытается продолжать политику широкого зарегулирования отрасли, которая, по всей видимости, и привела к этому ухудшению. Введение временного регламента приведет к тому, что очередь пациентов будет идти более равномерно, и медицинскую услугу станет легче получить. Но где гарантия, что ее качество не ухудшится из-за нервирующего врачей хронометража?
А может, мы напрасно не верим медицинским властям? Ведь продвигающий эту инициативу глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов – завкафедрой детской хирургии и урологии-андрологии университета имени Сеченова. Правда, экс-министр Вероника Скворцова – вообще профессор и д.м.н., однако российскому здравоохранению это не помогло. Кому же нам верить – ученым званиям или реальности?
Вот так мы сталкиваемся с проблемой внешней оценки экспертной деятельности. Адекватна ли идея, предлагаемая Минздравом, является ли гарантией то, что ее продвигает дипломированный ученый-медик? Мы не знаем, мы не эксперты. Поэтому нам остается верить чиновникам на слово и ждать. Или спросить других экспертов.
Ведь есть и те, кто знает ситуацию изнутри, потому что работает в ней. Почему бы не спросить фтизиатров, инфекционистов, гематологов, пульмонологов, онкологов и хирургов, поможет ли им такой регламент или помешает? В нашей системе здравоохранения они – безгласные исполнители. Но эта система работает плохо, Белоусов тому свидетель.
Включить в управление отраслью не только «верхи», но и «низы», например, создав для них электронные экспертные платформы – это тоже прямая демократия. И она может работать не только в здравоохранении, но и в экономике, и в образовании, и в других отраслях. Пора включить «низы» в процесс управления страной. Необходимость для таких решений уже, очевидно, назрела.
Александр Поволоцкий, член ППД, системный администратор, программист, историк военной медицины, дополняет вышесказанное:
1. Сама по себе идея регламентирования рабочего времени врача – вещь полезная, а местами необходимая.
2. Но регламентировать имеет смысл только *среднее* время, то есть, количество пациентов за смену. Случаи бывают очень разные, бывают на 10 минут, бывают на полтора часа. Регламентация времени на пациента принуждает врачей отправлять сложные случаи недообследованными.
3. «Обещают не штрафовать» – не верю. Это бюрократия. Если есть норматив, за его нарушение должен быть штраф. Ах, да, ТК запрещает штрафы. Депремирование, вот.
4. Оптимизировать систему приема нужно начинать с оптимизации документооборота, а не наоборот. Причем «оптимизация документооборота» не должна превращаться в тетрадку учета записей в компьютерную карту, которую нужно в начале и конце смены фотографировать на смартфон и выкладывать на специальный ресурс (разумеется, без отмены бумажной карты).
4а. Вообще, для медицинских карт блокчейн – идеальное решение. При этом медкарта пациента оказывается доступна в любом медицинском учреждении, куда пациент пришел и предоставил свой ключ (привязанный, например. к номеру полиса). И рецепты можно хранить там же.
5. Вообще, в цифровизации все очень сложно, за редким исключением ГИСы и интерфейсы к госсистемам спроектированы ужасно, а сделаны еще хуже. Все меры, предпринимаемые для регламентирования размещения заказов на их написание, эту проблему пока не решают. В целом, я больше опасаюсь очередного барьера, мешающего работать нормальному порядочному врачу, чем вижу какую-то реальную оптимизацию.