Шипы разрушают асфальт, но это другое
Депутат Госдумы Александр Васильев предлагает запретить шипованную резину в России. Васильев полагает, что в Центральной России для шипованной резины сверхнеобходимости нет, раз «асфальт видно». Так что, считает он, стоило бы вводить запрет в отдельных субъектах федерации, отдав это решение на местный уровень.
Депутат уверен, что российские автовладельцы выбирают шипованную резину за ее низкую в сравнении с другими зимними аналогами стоимость и предлагает изучить европейский опыт, ссылаясь на исследования ученых, доказавших, что шипы выворачивают мелкую крошку из асфальта.
Впрочем, на данный момент в парламенте единой точки зрения по данному вопросу нет.
Свою позицию высказывает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Данная инициатива вызывает ряд вопросов. Например, в Москве практика показывает, что использование фрикционных шин может быть хорошим вариантом, при условии своевременной уборки снега коммунальными службами. Но в случае аномальных снегопадов и при неожиданных неблагоприятных погодных явлениях часто коммунальные службы либо не справляются, либо не всегда реагируют с должной оперативностью. В таком случае отсутствие шипованных шин может приводить к опасным ситуациям на дорогах.
Но если даже допустить идеальное реагирование коммунальных служб в вопросах очистки дорожного полотна от снега, то это не решит вопрос. В качестве примера можно снова привести Москву, где немалая часть водителей отдает предпочтение шипованным шинам. Подобный выбор может быть обусловлен как образом жизни автолюбителя, так и особенностями его служебной деятельности. Кому-то приходится ездить к родственникам либо по работе в соседние регионы. В таком случае, при принятии подобной инициативы, машина будет все равно что приобретаться с заведомыми ограничениями по эксплуатации на различных территориях. Либо владельцу придется возить с собой второй комплект зимней резины и «обувать» его при въезде на территорию за пределами Москвы, где ограничения по использованию шипованной резины нет, а дорожные условия сложны для езды на фрикционных шинах.
Также депутат Александр Васильев предложил рассмотреть возможность передачи полномочий в принятии предложенных ограничений местным властям, цитирую: «Если та же Москва запретила бы движение «на шипах» и заявила, что в любую погоду будет скоблить дорогу до асфальта, то для всех остальных никакой роли это не сыграло бы. На мой взгляд, необходимо отдать этот вопрос на откуп местным властям и владельцам дорог». Если под этим подразумевается именно принятие ограничений в использовании шипованной резины властями отдельных субъектов РФ, то снова возникает проблема передвижения внутри страны между регионами. Либо путешествовать зимой на личном автомобиле по стране придется только на липучках, что в большинстве регионов часто невозможно и даже опасно.
Помимо вышесказанного, не раскрыт еще один вопрос: а куда девать уже имеющуюся шипованную резину в случае принятия закона? Ведь придется купить фрикционные шины, а шипованные разве что остается продавать в другие регионы за пределы Москвы, но это финансовые потери для автовладельцев, так как резина может быть куплена относительно недавно, но на вторичном рынке цена на нее будет достаточно сильно падать.
Если подойти к вопросу разрушения дорожного покрытия, то разрушает его не только шипованная резина. Есть и другие факторы, например, устойчивость асфальтобетона к водно-тепловым и химическим факторам. В том числе и такой параметр, как водонасыщение асфальтобетона, представленный в ГОСТ 9128–2009. Для нормальной эксплуатации асфальта недопустимо повышенное водонасыщение. При этом низкие температуры также негативно влияют на слой асфальта. При наличии трещин заметно увеличивается их объем. Повышенное водонасыщение значительно снижает морозостойкость асфальта, и, если вода ранее успела попасть в дорожное покрытие, то расширяясь с наступлением холодов, она начинает разрушать его изнутри. Шипы в свою очередь разрушают асфальт несколько иначе: происходит образование колейности. Но не стоит думать, что это пустяк в сравнении с трещинами и выбоинами. В колее машина рулится нечетко, а в заполненной водой колее может произойти опасное аквапланирование. Исходя из этого, нельзя сделать вывод, что шипы не разрушают асфальт. Есть и другие факторы, в том числе климатические, поэтому запретом использования шипованных шин дороги зимой не спасти. А сам вопрос скорее подталкивает искать ответы в соблюдении стандартов и качестве дорожного полотна.