Выгнать на мороз: к 1 апреля в России уволят до 10% чиновников
С января 2021 года в России планируется запустить оптимизацию штата в федеральных и региональных органах исполнительной власти.
По словам премьер-министра Михаила Мишустина, количество должностей для чиновников будет сокращено на 5–10%. Подобным образом премьер надеется повысить эффективность работы исполнительной власти. Рассматривается также и вариант сокращения нескольких ведомств и расформирования ряда федеральных агентств, в число которых входят Роспечати и Россвязи.
Оптимизация численности чиновников начнется 1 января и продлится три месяца.
О реформах аппарата рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Тимофей Шевяков:
Административные реформы являются одним из любимых развлечений российских чиновников еще со времен Петра Великого, поэтому ждать от анонсированных скоропалительных перемен (их предполагается провести в срок до 1 апреля следующего года) чего-то радикально нового, типа кратного повышения эффективности, не стоит. В данном случае реформа будет носить по большей части декоративный характер, что следует из слов самого премьера: «В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращён на 5%. В территориальных же органах ведомств сегодня среднее количество вакансий около 18%. Принято решение о сокращении штата в них на 10%».
Иными словами, из штатов просто уберут всякие должности «пятого помощника третьего секретаря», бюджеты оставят прежними, а высвободившиеся средства пойдут на увеличение зарплат самих чиновников. Собственно, и до этого деньги не проходили мимо кармана – ведомства по итогам года отчитывались об экономии бюджетных средств, выполняя KPI, после чего сэкономленное выписывалось в качестве годовой премии.
Еще большее восхищение вызывает нормирование штатов: «Численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств – не менее 25 единиц, отделов в составе департамента или управления – не менее 5 единиц, самостоятельного отдела – не менее 10». Иными словами, правительство при реформировании исходит не из задач, стоящих перед тем или иным подразделением, а исключительно из его численности. Разговоры же о ликвидации тех или иных федеральных агентств являются ничем иным, как чиновным лукавством – практика показывает, что очередное ФА будет в худшем случае преобразовано в департамент при профильном министерстве, без каких-либо катастрофических изменений для личного состава.
Проведение реальной реформы аппарата требует существенно большего времени и сил. Оно должно заключаться, в частности, в формировании четких и понятных задач для каждого ведомства и определения численности штатного состава, исходя из необходимости оптимального их решения. К сожалению, на данный момент подобная реформа вряд ли возможна, потому что она будет встречать сопротивление на всех уровнях чиновничьего механизма.