Осторожно, самокат!
В России собираются ограничить до 20 км/ч скорость электросамокатов и гироскутеров. Нарушителей ПДД собираются штрафовать, а определять скоростные ограничения хотят по ширине тротуара. Также проект новых изменений в ПДД, созданный Минтрансом и МВД, включает в себя и новые дорожные знаки, которыми будет регулироваться движение данных видов транспорта.
Также Минтранс предлагает разрешить электросамокатам, гироскутерам и моноколесам перемещаться по пешеходным зонам и позволить владельцам пересекать дорогу по пешеходным переходам. При этом в ГИБДД обращают внимание, что курьеры, доставляющие товары на велосипедах и самокатах, все чаще становятся участниками ДТП и создают на дорогах опасные ситуации.
О верных и неверных способах обеспечения безопасности пешеходов рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
В ряде европейских стран так же звучат цифры 20–25 км/ч, когда речь заходит об ограничении скорости электросамокатов. Например, в Германии предельная скорость в черте города для электросамокатов – 20 км/ч, а во Франции – 25 км/ч. Но в той же Франции ездить по тротуарам запрещено, можно только спешиться и вести электрическое транспортное средство рядом.
В Минтрансе же решили пойти иным путем – разрешить и прописать в ПДД передвижение на электросамокатах в пешеходных зонах. Такое предложение просто неприемлемо. В случае наезда электросамоката на пешехода, это будет инцидент пешехода с пешеходом, но практика, к сожалению, показывает, что пострадавшие при таких инцидентах получают тяжелые травмы. При таком положении дел у пострадавшего практически нет шансов даже довести дело до суда.
МВД поясняет, что одним из факторов, определяющих скоростные ограничения, будет ширина тротуара. А как это поможет? Владелец самоката может наехать на пешехода на любом тротуаре, а если даже скорость, привязанная к ширине тротуара, будет соблюдаться, риск получения травм участниками инцидента остается высоким.
Конечно, был случай в Казани, когда мужчину лишили водительских прав за управление электросамокатом в нетрезвом виде. Тогда суд прировнял электросамокат мощностью в 600 ватт к мопеду. Да и ГИБДД уже давало разъяснение, что если мощность самоката больше 250 ватт, то он приравнивается к мопеду. Но тяжелые травмы могут нанести устройства и меньшей мощности, но сейчас их пытаются встроить в пешеходную среду.
Также вызывает недоумение введение дорожных знаков, регулирующих движение самокатов. Если эти знаки будут показывать разрешенную максимальную скорость, которая, в свою очередь, будет вычисляться относительно ширины тротуара, то уже можно представить пешеходные зоны, усыпанные знаками, так как ширина пешеходной зоны часто меняется от квартала к кварталу.
Сами владельцы электросамокатов сейчас эксплуатируют эти средства передвижения с пониженной ответственностью: если владелец самоката ведет себя неправильно на проезжей части и его сбивает автомобиль, то он является по сути пешеходом и виноват будет автомобилист. Если передвигающийся на электросамокате сбивает пешехода на тротуаре, то, по сути, это наезд пешехода на пешехода. И предложение Минтранса ограничить скорость электросамоката на тротуаре в профилактике таких инцидентов никак не поможет.
Да и не совсем понятно, как за соблюдением этих правил предполагается следить? Измерять скорость на тротуарах практически невозможно, а бегающих за электросамокатом полицейских представить сложно. У авторов предложения в качестве варианта остаются еще видеокамеры, но не ставить же их на тротуарах, да и на самокатах нет номерных знаков.
Реальное решение этой проблемы ради безопасности как пешеходов, так и самих владельцев самокатов требует комплексного подхода и больших сил, а не просто введения скоростного режима на тротуаре, что само по себе звучит невероятно. Тротуар – это место передвижения пешеходов, и быстрее скорости человеческой ходьбы там по сути ничего передвигаться и не должно. Пытаться втиснуть туда электросамокаты со скоростью 20 км/ч (в сравнении со скоростью пешехода 6 км/ч) – все равно что позволить гоночному автомобилю передвигаться на скорости в 300 км/ч по дорогам общего пользования. Необходимы нормальная транспортная инфраструктура для данного вида транспортных средств, введение безусловной ответственности перед пострадавшими пешеходами, прививание культуры вождения и уважения к другим участникам дорожного движения еще со средней школы.