Зачем государству столько задач и чиновников? Часть 2
Проблемы реформы государственного аппарата. Избыточные государственные функции и избыточное регулирование
Мы закончили прошлый материал выводом о необходимости сокращения избыточных государственных функций как о главном условии успешного реформирования бюрократии. Но для начала стоит разобраться, что такое избыточные функции. Традиционно принято считать, что если некая функция (задача) государственного органа закреплена в законодательстве, но при этом долгое время не выполняется, или выполняется формально, то она является избыточной и подлежит ликвидации. Таким образом возникает прямая связь между избыточной функцией и избыточным государственным регулированием, механизм которого описывается в законодательстве.
В 2004 году, когда административная реформа только начиналась, ответственный за реформу вице-премьер Правительства РФ А. Жуков заявил: «Сейчас мы занимаемся ликвидацией 6,5 тысяч учреждений, 80% из которых будут отчуждены из федеральной собственности, то есть они либо будут приватизированы, либо будут переданы в местные органы». По словам высокопоставленного чиновника, треть государственных функций, выполняемых органами власти, в России не нужна вовсе. Масштаб замыслов поражал, но результат оказался куда более скромным, нежели ожидалось.
При этом в ходе административной реформы в РФ случился своеобразный парадокс. Перед государственными органами была поставлена задача сокращения их собственных избыточных функций и проистекающее из этого сокращение числа чиновников. Довольно быстро выяснилось, что в результате реформ, несмотря на временные успехи, государственный механизм лишь усложнился, появились новые органы исполнительной власти, а растущее число законов, регулирующих самые различные аспекты жизни, привело к разрастанию числа государственных функций. Отсюда можно сделать вывод, что ключевой ошибкой административной реформы стало стремление к уничтожению последствий, а не причин чрезмерной бюрократизации. Вместо ликвидации избыточных государственных функций надо было убрать причины, приводящие к их появлению, то есть избыточное государственное регулирование.
К пониманию проблемы
В российской бюрократии уже давно сложилась странная ситуация: исполнительная и законодательные власти порождают множество регулирующих норм, которые самым тщательным образом исполняются, но при этом абсолютно не нужны для нормальной жизнедеятельности общества, а необходимы лишь самим регулировщикам, черпающим в них основания для существования. Между тем, еще в 1874 году знаменитый русский правовед профессор Иван Андреевский сформулировал представление о сочетании государственного регулирования и частной инициативы: «чем более развивается общество, тем шире делаются его предприятия относительно создания условий безопасности и благосостояния и тем более может сокращаться непосредственное участие правительства». Избыточное регулирование есть элемент слабо развитого общества и недостаточно развитого механизма государственного управления. Поэтому такая деятельность не только мешает развитию, но и неизбежно оказывается недостаточно эффективной.
Этот вывод был сделан еще старой русской школой правоведения, когда другой известный правовед профессор Иван Тарасов писал: «Одно только правительство, без участия органов общественных, не в состоянии удовлетворительно выполнить все взятые на себя задачи». К сожалению, все это оказалось забыто в советский и постсоветский период, когда советское государство сначала было выстроено на принципе тотального регулирования, а затем так и не смогло избавиться от стремления к надзору и контролю. Хотя Госплана СССР уже давно нет, мы все еще живем в государстве, власти которого считает именно регулирование своей главной задачей. В этом смысле символично, что Государственная дума РФ находится именно в здании бывшего советского Госплана.
Избыточные функции государства
Государство с 1992 года очень мало изменилось, ведь законы принимаются по большей части не для общества, а для чиновников, которые используют их в собственных целях – для увеличения влияния в государственном аппарате или для перераспределения финансовых потоков. Там, где общество ждет от государства содействия, оно прибегает к вмешательству, там, где ожидается защита прав, происходит навязывание регулируемых функций. Именно избыток управления обществом со стороны исполнительной власти в сочетании с низким качеством управления приводят к торможению экономического развития России. Пора признать: система государственного управления виновна в том, что творится в нашей экономике, и именно с реформы государства необходимо начинать любые попытки стимулирования экономического роста. Ведь иначе могущественный бюрократический аппарат поглотит любую реформу, какой бы хорошо задуманной она не была.
При этом все реформы системы государственного управления касаются обычно лишь организации аппарата. Декларируется сокращение численности бюрократии, устраиваются структурные перемены, сокращаются старые органы, образуются новые. Но полномочиями государственных органов и избыточными функциями государство не занимается. Точнее, такая попытка предпринималась всего один раз, в самом начале административной реформы в 2003–2004 годах. Тогда в рамках проводимого исследования были проанализированы 5634 функции, из которых признаны избыточными 1468, дублирующими – 263, требующими изменения – 868. То есть примерно 30% деятельности государственных органов совершалась впустую. Следующий шаг – ликвидация избыточных функций – так и не был сделан. Вместо этого их количество, как мы уже отмечали в предыдущей части нашей публикации, только увеличивалось. В полном соответствии с концепцией «максимизирующего бюрократа» Нисканена, госаппарат в процессе реформы максимизировал свое влияние в форме увеличения количества государственных функций.
Хотя определенные успехи все же были достигнуты: государство всерьез занялось государственными услугами, оказываемыми обществу. Они были классифицированы, регламентированы, внесены в реестр и постепенно переводятся в электронную форму с помощью портала государственных услуг. В этой части эффективность работы государства возросла, это может заметить любой гражданин РФ. Но самое интересное, что улучшение качества оказания государственных услуг не уменьшило нагрузку на госаппарат, а заметно увеличило ее. Объем межведомственного взаимодействия значительно вырос, документооборот усложнился. Это доказывает высказанный ранее тезис, что повышение качества государственного управления совсем не приводит к уменьшению численности чиновников. Более того, этого совсем не надо бояться. Проблема государства не в числе сотрудников управленческого аппарата (да и с малым количеством чиновником невозможно организовать эффективный процесс управления). Проблема исключительно в избыточном регулировании.
Реформа – это не сокращение чиновников, а сокращение функций
Этот очень важный тезис во время любой административной реформы должен быть доведен до сознания всех государственных чиновников. Повышение эффективности государственного управления это не сокращение чиновничества. Напротив, дешевый государственный аппарат – это самый плохой государственный аппарат, потому что свои издержки он перекладывает на общество, с избытком получая от граждан то, чего недодаёт государство. То есть даже признав, что бюрократ всегда будет пытаться максимизировать свое влияние и управленческие функции (а это, видимо, неизбежность), государство должно дать каждому чиновнику сигнал – не стоит сопротивляться реформам, так как административное влияние не будет уменьшаться, оно лишь будет перераспределяться из сферы избыточного контроля, надзора и управления в сферу оказания государственных услуг, которые насущно необходимы обществу и должны оказываться с максимальной эффективностью. Так из бюрократии можно сделать не противника административной реформы, а союзника или как минимум нейтрального наблюдателя. Сейчас же все подобные реформы (в том числе и объявленная в ноябре 2020 премьер-министром М. Мишустиным) встречаются исполнителями крайне негативно и по мере сил саботируются.
Избыточное регулирование в РФ поражает. В стране насчитывается 221 вид государственного и муниципального контроля, свыше 500 разрешительных режимов, а подготовка и проведение только плановых проверок занимает как минимум 0,2% рабочего времени или примерно каждый пятисотый рабочий час. «Исполнение обязательных требований контролируют десятки контрольно-надзорных органов федерального уровня, сотни – регионального и тысячи – муниципального. Язык российских правовых актов, устанавливающих обязательные требования, становится все более сложным, а количество самих обязательных требований также растет», – констатируют в 2019 году печальную тенденцию исследователи из Института проблем управления Европейского университета в Санкт-Петербурге. Итогом этого является то, что Россия находится во второй сотне рейтинга качества регулирования Всемирного банка (116−172 место в 2018 г. по параметру «Regulatory Quality»). Это очень низкий показатель для более-менее развитого государства.
Проведенное Институтом проблем управления исследование подтверждает значительный рост числа внеплановых проверок из-за ограничения плановых: в январе – августе 2019 года их общее количество составило 304 000 против 234 000 за тот же период 2018 года (+30%). Наиболее активными оказались Роспотребнадзор (число внеплановых проверок ведомства выросло на 29 500), МЧС (+16 000) и Ростехнадзор (+12 000). Количество внеплановых мероприятий уменьшилось только у Роструда (–10 000) и МВД (–431). Число плановых проверок за весь 2019 год выросло на 28,7% по сравнению с 2018‑м – до 233 000 против 181 000 годом ранее. Здесь самыми активными также оказались МЧС (+45 600) и Роспотребнадзор (+19 700). Наибольшим вниманием госконтролёров пользуются крупные компании (на ИП приходится 18% проверок). Также повышенный риск подвергнуться проверке распространяется на муниципальные предприятия (23%) и НКО (8,8%). Но чрезмерной активности государственных контрольных органов может эффективно противопоставляться работа саморегулируемых организаций, о чем пойдет речь далее.
Регуляторная гильотина
Количество требований к ведению экономической деятельности зашкаливает. Когда в 2019 году Правительство РФ наконец-то обратило на это внимание, тогдашний премьер-министр Д. Медведев иронически отметил, что существуют установленные государством правила приготовления омлета в организациях общественного питания: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на восемь-десять минут. Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности». Очевидно, что подобные пережитки тотально регулируемой государством советской экономики сильно осложняют жизнь предпринимателей по сей день. Исследователи отмечают: «Современный российский подход к проверочной деятельности воспроизводит советскую модель контроля и надзора: в ходе проверочных мероприятий исследуется соблюдение правил и требований. Инспектор сопоставляет формальные требования из действующих правовых актов с наблюдаемой им/ей в ходе проверки документарной реальностью. Такая модель предполагает минимальную степень дискреции инспектора и гласность проверочных мероприятий».
В 2019 году в правительстве заговорили о «регуляторной гильотине», то есть о комплексе мероприятий по анализу действующего законодательства и обязательных для бизнеса норм с целью выявления их соответствия современным реалиям. При соответствии нормы должны сохраниться, при несоответствии – отменены или изменены. Казалось бы – очевидная задача, которой надо было заниматься еще четверть века тому назад, но даже после провозглашения реформы прошел целый год до того момента, когда было объявлено, что с 1 ноября 2020 года реформа заработает. Но и тут обнаружились подводные камни: N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» вступает в силу, но реестра обязательных требований не существует, он еще только должен быть разработан к весне 2021 года.
Так что если данная реформа действительно заработает, то это будет один из самых эффективных шагов по ликвидации избыточных функций государства, предпринятых с 1992 года.
Пока процесс запуска регуляторной гильотины идет очень медленно. Эксперты отмечают серьезную проблему, которая мешает продвижению реформы: выявлением избыточных требований к бизнесу должны заниматься не чиновники государственных органов, а независимые специалисты. В этой задаче можно было бы задействовать интеллектуальные ресурсы, сконцентрированные в профильных ВУЗах и аналитических структурах, которые смогли бы не только качественно проанализировать ситуацию, но и дать этой работе необходимую методологическую основу. Директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Д. Цыганков в интервью РБК предположил, что процесс должен быть организован следующим образом: «Комиссия [занимающаяся реформой] выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм. До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны».
Аутсорсинг
Еще одним ресурсом для сокращения расходов на бюрократический аппарат считают ликвидацию обеспечивающих структур внутри органов власти. К ним относят подразделения, выполняющие такие задачи, как материально-техническое обеспечение, бухгалтерская деятельность, кадровые службы, информационное обеспечение. С самого начала административной реформы не прекращаются попытки вывести сотрудников органов власти, занимающихся данными задачами, из числа государственных служащих и передать данные задачи на аутсорсинг. Определенные успехи в этом были достигнуты, но какой ценой? Прежде всего государственные учреждения всячески сопротивляются такой политике, считая необходимыми сохранить обеспечивающие функции внутри подразделений, так как не без основания полагают, что передача их внешнему исполнителю приведет к падению качества выполнения задач, снижению управляемости структур, занятых их выполнением и, как это ни парадоксально – росту расходов на обеспечивающие функции.
Если с первыми двумя проблемами все понятно, то отчего же при аутсорсинге растут расходы? Объяснение очевидно, и мы уже частично касались его в предыдущей публикации. Дело в том, что стандартная модель организации аутсорсинга заключается в выведении обеспечивающих функций в государственные же предприятия, работающие при органах власти. Вспомним заявление А. Жукова, с которого мы начали этот материал. Чиновник тогда сообщил: «Общая цель – выведение из госсобственности тех предприятий, которые не нужны государству для выполнения основных функций». То есть, как мы видим, первоначально задача ставилась довольно радикально – вывести все излишние функции из государственной собственности. Но в результате реформы это хотя и произошло, но в крайне недостаточном объеме. Вместо запланированной приватизации, по словам Жукова: «Сейчас мы занимаемся ликвидацией 6,5 тысяч учреждений, 80% из которых будут отчуждены из федеральной собственности, то есть они либо будут приватизированы, либо будут переданы в местные органы». Организации, ответственные за обеспечение органов власти, или сохранились как бюджетные, или были сформированы именно в таком качестве.
Подобная логика действий практически неизменно выбирается государственными управленцами. Создавая государственные предприятия, бюрократия сохраняет над ними куда больший контроль, нежели при налаживании сотрудничества с коммерческими структурами. Фактически подобные предприятия становятся своеобразными «филиалами» управленческих структур, все отличие которых заключается в том, что работающие там сотрудники не являются государственными или муниципальными служащими.
Проблемы и критерии перехода на аутсорсинг
Зато благодаря этому с таких предприятий снимается жесткий контроль государства над численностью и расходами, отчего выходит, что штатная структура обеспечивающих предприятий раздувается, а оплата труда растет. Все это полностью соответствует модели «машинизирующего бюрократа». Урезая себя в одном месте, управленец в другом месте наращивает дополнительный ресурс, не теряя влияния, а напротив, приобретая новые ресурсы за счет подчиненных государственных предприятий с обеспечивающими функциями. Это приводит к тому, что вместо экономии государство несет дополнительные расходы, а смысл реформы искажается до неузнаваемости. Выход из положения здесь один и он довольно прост – необходимо на уровне федерального законодательства описать какие функции являются управленческими, а какие обеспечивающими и, следовательно, должны быть выведены из органов власти. Причем государству и муниципалам должно быть запрещено создавать предприятия для оказания таких услуг органам власти и местного самоуправления, а поиск исполнителей должен быть вынесен на свободный рынок. Имеющиеся предприятия такого рода, а их очень много, должны быть или ликвидированы, или приватизированы и отпущены «в свободное плавание».
Вместе с этим надо обязательно учитывать специфику работы органов власти, которые работают с данными конфиденциального характера, зачастую представляющими немалый интерес для компаний работающих на рынке. Поэтому механизм аутсорсинга должен быть реализован таким образом, чтобы исключить утечку данных, даже если для этого часть обеспечивающих функций придется оставить в структурах государственных организаций. Вообще при передаче функций на аутсорсинг необходимо руководствоваться тремя основными критериями:
- Если расчетная стоимость функции или услуги по аутсорсингу меньше расчетной стоимости функции или услуги, исполняемой исполнительным органом или органом местного самоуправления;
- Если орган власти или орган местного самоуправления не обеспечивает необходимого уровня качества выполнения функции или достижение такого уровня требует отвлечения значительных ресурсов.
- Если по объективным причинам не представляется возможным соблюдение нормативного срока, в течение которого необходимо исполнить функцию с помощью ресурса исполнительного органа или органа местного самоуправления. В этом случае функция или услуга подлежит аутсорсингу без увеличения стоимости ее исполнения.
Во всех иных случаях целесообразно сохранить обеспечивающую функцию в рамках органа власти или местного самоуправления. Тогда реформа не будет порождать недовольство чиновников и не станет мешать их деятельности.
Саморегуляция как средство уменьшения государственной регуляции
Хотя обычно принято считать, что контрольно-надзорные функции государств являются важным элементом управленческого процесса и, следовательно, должны оставаться в руках государства – это не так. На аутсорсинг стоит выводить не только обеспечивающие функции, значительная часть контрольно-надзорных функций может быть передана саморегулирующимся организациям. Для этого уже имеется правовая основа в виде 315-ФЗ от 2007 года «О саморегулируемых организациях». Этот способ контроля и регулирования экономики с успехом используется во всем мире уже столетия.
Идея саморегуляции восходит к ремесленным цехам и торговым гильдиям, которые возникли еще в средневековье именно как объединения производителей и торговцев, создаваемые как для защиты прав и лоббирования интересов определенных социальных групп, так и для контроля качества работы своих участников и соответствия их деятельности определённым стандартам. Цеха выдвигали требования к мастерам, которые должны были выполняться, а за соблюдением таких норм следили сами же цеховые структуры. Бизнес контролировал себя. В наши дни в России крайне необходимо выработать четкие требования к саморегулируемым организациям, которым могут быть переданы такие функции, как допуск на рынок (в том числе лицензирование – в тех сферах деятельности, где это допустимо передавать на данный уровень), мониторинг соответствия качеству и стандартам, контроль предпринимательской деятельности.
При этом стоит учесть ошибки, допущенные в 315-ФЗ, когда государство самоустранилось от процесса создания саморегулирующихся организаций, отчего их цели и задачи по сей день не вполне понятны даже компаниям-участникам подобных некоммерческих организаций. Нет, надо поступить совсем иначе. Государство должно создавать в отраслях и регионах саморегулирующиеся организации, в которые обязаны вступать все представители бизнеса, передавая им описанные выше функции. Никто не станет следить за соблюдением необходимых требований лучше, чем конкурент, который работает на этом же рынке. Поэтому, после реализации такой реформы, большую часть контрольных функций можно будет без каких-либо потерь в достигаемом результате, снять с государственных органов.
Подготовлено аналитической службой Партии прямой демократии