Проблемы местного самоуправления в России, часть 1
Общины и законы
Что такое местное самоуправление? Ответ на этот вопрос поставит в затруднительное положение любого гражданина России, даже если он профессиональный юрист. Ведь если на бумаге законы говорят одно, на деле оказывается, что все работает совсем по-другому. Отсюда происходит непонимание особенностей местного самоуправления, осознание бесполезности местного самоуправления, его бесправия, и следующее за этим нарастающее безразличие граждан РФ к участию в нём. С другой стороны, мы видим неослабевающее желание органов государственной власти подмять под себя местные структуры, превратив их в бессловесных исполнителей воли начальства. С грустью приходится констатировать: в постсоветской России местное самоуправление, так и не став влиятельной частью общественной жизни, оказалось в глубочайшем кризисе, в котором продолжает пребывать все три последних десятилетия.
Но вернемся к нашему вопросу – что же такое местное самоуправление? Ответ на него кажется очевидным – это система самоорганизации общин, которые решают местные задачи самостоятельно, не привлекая к этому делу громоздкую машину государственного управления. Именно так работает система там, где она действительно работает, а не является декорацией. А для того, чтобы система работала, необходимы три элемента: первый – наличие тех самых общин, которые желают самоуправляться, второй – наличие у общин прав и полномочий, и третий – наличие финансовых источников, которые позволяют реализовать права и полномочия. Если возникают проблемы хотя бы в одном звене – механизм начинает давать сбои.
Когда в начале 1990‑х годов в России занялись местным самоуправлением, это был в значительной степени типичный для «новой российской демократии» карго-культ – необходимо было сделать так, как принято у «развитых государств», и тогда уж точно заживем! В результате была наскоро сооружена некая абстрактная схема, сделанная с изрядной долей идеализма. В ней система местного самоуправления была выстроена так, как будто она уже давно существует, имеет старые традиции, а механизм ее работы прекрасно осознается населением. На самом же деле это совсем не так. Суть местного самоуправления непонятна гражданину РФ, который в массе своей считает всех этих мэров и муниципальные структуры низовой, самой близкой к народу частью общей системы государственной власти (что подтверждают социологические опросы) и относится к ним соответствующе, часто требуя то, что они, в силу отсутствия прав и полномочий, сделать никак не могут.
Немного истории вопроса
Хотя еще в СССР появились законы «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» и «О местном самоуправлении», никакого самоуправления в советском государстве, по сути, не было – существовала система Советов, пронизывающая всю структуру государства и подчиненная власти правящей партии. Формально все Советы являлись именно органами самоуправления общин (так считалось со времен революции 1905 года, когда местные Советы создавались как альтернативная существующему государству параллельная власть на местах), но на деле это были обычные государственные органы власти, практически полностью отчужденные от народа.
Это неудивительно – советская система страшно боялась любой народной самоорганизации, считая ее потенциально опасной. И неслучайно – вокруг имелось столько проблем, что попытка решать их общественными силами рано или поздно приводила к жесткой критике существующей системы. Совсем иначе обстояли дела в Российской империи. Там самоорганизация не только не преследовалась, но и поощрялась. Общество было разбито на живые и работающие общины, формировавшиеся вокруг церковных приходов. Точно так же была устроена система местного самоуправления и в европейских странах, где именно приходские общины являлись базовой ячейкой учёта, организации повинностей и налогообложения. Впоследствии это трансформировалось в разного рода местные общины, которые живы и по сей день, оставаясь важнейшей низовой частью общественных и государственных структур.
В России такая система после 1917 года была сознательно уничтожена. Самое интересное, что приходские общины при этом выжили, но превратились в маргинальный элемент общественной жизни, в который вовлечены лишь активные прихожане церкви. Однако и в советское время, и в наши дни церковные общины демонстрируют нам по-прежнему живой образец местного самоуправления, который работает и действует при этом весьма эффективно. По крайней мере задачи строительства и ремонта храмов, благоустройства территорий, организации воскресных школ и помощи членам общины они решают. И это несмотря на то, что ресурсы таких общин крайне ограничены. То есть общинное самоуправление в России работает, если ему не мешать, конечно. Вопрос в одном – где сейчас эти общины взять?
В чем причины разобщенности общества?
Увы, современное русское общество атомизировано и расколото. Люди, даже живущие по соседству, не знают и не желают знать друг друга. Попытки как-то сорганизоваться часто оканчиваются провалом. Интернет переполнен жалобами активистов, которые пытались поднять соседей на решение самые примитивных задач, вроде благоустройства двора, организации стоянок для автомобилей, установки систем наблюдения и чаще всего терпели неудачу. Причин тому, как кажется, две.
Первая причина связана с господствующим типом городской застройки. Огромные многоэтажные дома, расположенные на пустырях (микрорайонная застройка) не создают у своих жителей чувства общности. Связь между первым и двадцать первым этажом почти невозможно проследить, а придомовые территории в микрорайонной застройке очень сложно ощущать «своими», ведь на них претендуют несколько тысяч жителей соседних домов, расположенных в округе до километра протяженностью. Не говоря уже о том, что нормативная численность населения в микрорайонной застройке в средней полосе России равна 370 человек на гектар (напомним, квадрат площадью 100 на 100 метров). И это при средней плотности застройки (при высокой – 440 человек). Представили? Вот вся эта масса людей должна каким-то чудесным образом вступить во взаимодействие и ощутить между собой некую общность. Задача, прямо скажем, фантастическая.
Вторая причина, пожалуй, еще более важна, нежели первая. Это доставшееся в наследство еще с советских времен почти полное отсутствие социальной стратификации по месту проживания. Оно приводит к тому, что в одном месте могут (и будут) обитать люди разного образовательного ценза, заметно отличающиеся по доходам и интересам. При этом хорошо известно, что устойчивые сообщества складываются лишь там, где их участники близки друг другу именно по этим факторам. Поселите в одном месте, скажем, учителей или врачей, и они довольно быстро сами образуют местную общину. Поселите в том же самом месте рабочих, продавцов магазинов, клерков и мелких предпринимателей – и скорее всего никакого эффективного сообщества там не появится никогда.
По этой причине места проживания во всем мире очень жестко стратифицированы. Всякий человек живет там, где живут люди его круга общения и его уровня доходов. Увы, за минувшие тридцать постсоветских лет такой стратификации в России не сложилось. Отдельные элементы ее возникают в тех новостройках, где организаторы задумываются над тем, кто окажется владельцами недвижимости и жителями домов или квартир, но число таких мест в реальности весьма невелико, хотя очень многие девелоперы всячески рекламируют свои дома или посёлки как именно социально стратифицированные места обитания.
Кстати, стоит отметить, что попытки самоорганизации на местах максимально эффективны именно там, где социальная стратификация или исторически сложилась за последние годы, или была сознательно сформирована. К сожалению, это в большинстве случае оказывается доступно лишь хорошо обеспеченным людям, которые осознанно покупают «недвижимость для богачей». Большая же часть населения России продолжает проживать в домах с размытым социальным окружением, которым относятся и большая часть новостроек в спальных районах городов. Сельская местность этой проблемы в основном избежала, но Россия достаточно урбанизирована, чтобы именно проблемы горожан стали проблемой всего русского общества.
Проблемы самоуправления
Таким образом можно сформулировать первую проблему: без восстановления действительно живых местных общин говорить о местном самоуправлении рано. Стоит признать – эта проблема самая сложная. Ведь поменять законодательство куда проще, чем изменить сложившуюся социальную систему. Создавать общины «сверху» – дело неблагодарное и бессмысленное, а для того, чтобы они самостоятельно организовались «снизу», у современного российского общества нет никаких предпосылок. Желание у людей есть, но реализовать его никак не получается.
Что особенно печально, законодательство РФ этому не только не содействует, но и откровенно мешает. Какой-то, пусть и очень шаткой, основой для формирования общин могло бы стать решение задачи управления многоквартирными домами, которая заставила бы горожан объединяться и учиться взаимодействовать. Содержание и ремонт домов – это большие постоянные расходы, которые ложатся бременем на бюджет каждого горожанина. Вот он – отличный повод собираться, обсуждать, анализировать эффективность расходов и вырабатывать механизмы взаимодействия. Но законодательство об управляющих организациях и системе капитального ремонта было написано так, как удобно власти, а не обществу.
Доставшая в наследство от СССР система «дирекций единого заказчика» была ликвидирована в 2005 году по крайне банальной причине – государство не хотело брать на себя ответственность за содержание ветшающего жилого фонда. Эта ответственность была виртуозно переложена на собственников. А для того, чтобы управлять многоквартирными домами, закон предполагал создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Стоит признать, это очень либеральная идея, которая, пусть и за счет горожан, но должна была сработать и привести к появлению эффективно работающей системы сотрудничества ради общего дела.
Не тут-то было. В Жилищном кодексе оставили лазейку – можно было обойтись без создания ТСЖ и передать дом непосредственно в управляющую организацию. В подобные организации превратились бывшие ДЕЗы, быстро приватизированные представителями региональной верхушки (имелся и второй вариант: имеющиеся ДЕЗы сознательно загонялись в долговую яму, а в регион приходила «политически-близкая» крупная компания со стороны). В результате большая часть многоквартирных домов в России оказалась в ведении управляющих-монополистов, полностью подконтрольных власти, а элементы общественной самоорганизации прижились лишь в значительно меньшем числе домов-новостроек, где собственниками квартир по стечению обстоятельств оказалось достаточное количество активных граждан. Конкретные цифры сообщает ГИС ЖКХ: из 1300576 домов только 51739 управляются ТСЖ или кооперативами и 139041 управляются непосредственно жильцами (это форма управления, подразумевающая, что все вопросы решает общее собрание). Цифры неутешительные.
Так что, возможно, если ввести в этой сфере принудительную демонополизацию, с ликвидацией управляющих организаций и переходом к управлению домами исключительно самим жильцами, то на нашу почву получится заронить зерна общинного самоуправления. В этом, кстати, очень сильно может помочь развитие систем цифровой демократии, когда для управления домами нет нужды созывать общее собрание членов ТСЖ, а все вопросы можно обсуждать и принимать решения с помощью электронных систем.
Сфера ведения местного самоуправления
Далее речь пойдет о том, что относится к сфере ведения местного самоуправления, об их правах и полномочиях. И тут мы обнаруживаем очередную проблему. Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению органов местного самоуправления так называемые «вопросы местного значения», определяя их как задачи «непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования». В это число входят в частности (ст. 14, 131-ФЗ): установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, организация в границах поселения электро‑, тепло‑, газо- и водоснабжения, занятие дорогами местного значения, местные транспортные услуги, обеспечение пожарной безопасности, обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, организация библиотечного обслуживания, развитие физкультуры и спорта, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, организация обустройства мест массового отдыха, участие в сборе отходов, благоустройство территории, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Огромный список и бесконечное поле для деятельности. Но тут мы сталкиваемся с очень интересным явлением. Муниципальная реформа, проводимая в РФ в 2003–2009 годах (со множеством изменений, произошедших позднее), привела к тому, что многие полномочия местных органов остались только на бумаге. Более того, постепенно эти полномочия начали забирать, причем на вполне законных основаниях. Решается это очень просто – в законе о местном самоуправлении присутствует техническая возможность для изъятия полномочий региональными властями. Она была введена в 2014 году, но изъятия происходили и раньше, просто тогда это оформлялось с помощью федеральных законов.
Так в 2011 году из ведения местного самоуправления начали изымать и очень быстро изъяли медицинские учреждения. Причина, как говорят, лежала на поверхности – слишком вкусными были расходы по разного рода федеральным программам, выделяемым на финансирование медицины, и по этой причине оставлять на местах контроль за столь значительными денежными потоками региональные власти просто не захотели. И вот уже восемь лет все финансирование медицины идет через субъекты федерации, распределяясь так, как хочется наверху, а не так, как считают нужным жители городских и сельских поселений. Под эту конфискацию даже подвели идеологическую базу – мол, у местного самоуправления нет денег, так что стоит отобрать у них медицину, как она тут же расцветет. Медицину отобрали, но она почему-то не расцвела, напротив, с каждым годом недовольство населения качеством медицинского обслуживания становится все сильнее и сильнее. Видимо, дело все же не в этом. Деньги уходят, и, прямо скажем, огромные, но в какой-то другой карман.
Попробовав с больницами, местные власти вошли во вкус и последовали дальше. В 2014 году были приняты крупные изменения в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», суть которых заключалась в следующем.
Теперь региональные власти решали, как именно будут выбираться главы муниципальных образований. Вот, скажем, были у вас выборы мэра – поиграли в демократию, хватит. Больше таких выборов не будет. Вместо этого появится сити-менеджер, которого будут выбирать подконтрольные властям местные депутаты. И, надо сказать, власти этой возможностью воспользовались по полной программе. Всеобщие выборы мэров остались лишь в нескольких городах нашей страны. Естественно, ни к чему хорошему это не привело, народ получил еще одно свидетельство имитационного характера демократии в РФ, а на манифестации с требованием вернуть выборы вот уже который год выходят люди по всей России.
Зато никаких конфликтов мэров с губернаторами теперь не сыщешь. Назначенный (обычно по указанию или как минимум согласованию губернатора) глава городской администрации полностью лоялен региональным властям и слова против не скажет. Как к этому относятся горожане – понятно каждому, репутация местного самоуправления низка как никогда раньше. Более того, отмена выборов стала своеобразным инструментом наказания неугодных муниципальных образований. Рассмотрим типичный пример: в 2012 году на всю Россию прозвучала новость: в Ярославле выбрали мэра-оппозиционера, сторонника, а затем члена партии «Гражданская платформа». В 2014 году, после того как недавно избранный мэр попал в заключение по обвинению в коррупции, областная Дума приняла закон, отменяющий выборы мэра. Затем муниципалитету Ярославля осталось только покорно утвердить изменения в Устав города.
Для реализации такого плана была организована целая политическая комбинация. Сначала в областную Думу внесли законопроект о делении Ярославля и Рыбинска на районы. Муниципальные органы испугались, что их придется распускать, и были вынуждены обратиться с просьбой отменить выборы мэров. Губернатор отметил, что ликвидация выборов – это «инициатива с мест», а, следовательно, региональная власть тут совершенно не при чем. Законопроект в последний момент был отозван, но вот отмена выборов мэров двух крупнейших городов области стала свершившимся фактом. Вывод – нечего голосовать за оппозицию и раз за разом показывать плохие результаты партии власти на думских выборах.
Реформа межбюджетных отношений
Самое грустное в этом, что обвинять власти субъектов федерации даже не очень хочется. Ведь они оказались в не менее отчаянной ситуации. Когда в 2005–2006 годах в РФ прошла реформа межбюджетных отношений, не только муниципалитеты, но и регионы оказались перед фактом – большую часть поступлений приходится отдавать на федеральный уровень, после чего ждать, будут ли милостива власть, чтобы дать достаточно средств, чтобы их хватило не только на выполнение обязательств, но и на развитие территорий. Эта практика привела к тому, что некоторые, особо привилегированные регионы, буквально «купаются» в деньгах, а остальные вынуждены с огромным трудом сводить концы с концами.
Вторым важным решением стало законодательное закрепление изъятия полномочий из ведения органов местного самоуправления. Причем в первую очередь это, как и с медициной, касается самых денежных составляющих. Никто из региональных властей даже не покушается на проблему общественного транспорта, традиционно являющуюся черной дырой любого местного бюджета. Да и заботу о библиотеках или объектах культурного наследия тоже никто не ставит под сомнение. Если есть такие расходы, то пусть их лучше несут муниципальные образования. Что характерно, это прекрасно понимали еще в то время, когда принимали поправки к 131-ФЗ. Тогда раздавались осторожные голоса, высказывавшие крамольное мнение: отобраны будут исключительно те полномочия, что приносят деньги местному самоуправлению. Но «на люди» было вынесено демагогическое объяснение – закон меняется, чтобы губернаторы не могли списывать свою плохую работу на неэффективность местных органов. Полномочия отобрали, улучшилась ли работа губернаторов?
А вот крайне выгодные задачи вроде снабжения населения водой, теплом, газом, вывоза отходов отбираются охотно и повсюду. Вместе с бюджетами, разумеется. После чего легко отдаются на откуп компаниям, приближенным к структурам региональной власти. Скандалы последних лет, связанные с этими полномочиями, хорошо знакомы, наверное, всем жителям России, потому что не осталось ни одного региона, где конфискация муниципальной собственности не привела бы к новому дележу рынка, приходу очередного монополиста федерального уровня и болезненному росту цен.
То есть получается крайне интересно. Политика проста – отобрать у местного самоуправления все, где есть хоть какие-то деньги, оставить все, что требует расходов, а после этого заявлять: «Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни» – как сказал В. Путин в послании президента Федеральному собранию в декабре 2013 года. Спустя пять месяцев после этого президент подписал те самые изменения в федеральном законодательстве, которые позволили оставить местное самоуправление без полномочий, без выборов мэров, но с самыми расходными статьями бюджета. Как-то очень цинично выходит, сначала говорить о реальной возможности для граждан принимать участие в самоуправлении, а затем фактически отменять всеобщие выборы. Или придется предположить, что власть ни во что не ставит слова президента и делает все так, как считает нужным.
Законодательство о местном самоуправлении
Такая политика привела к тому, что правоведы стали предупреждать: в действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ отсутствуют ограничения объема и количества полномочий по решению вопросов местного значения, которые могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Не исключена и такая ситуация, при которой у органов местного самоуправления будут отчуждены все полномочия, за исключением тех вопросов, которые не подлежат перераспределению в силу прямого указания Федерального закона № 131-ФЗ. А это уже будет означать фактическую ликвидацию местного самоуправления на соответствующей территории. Хотя, возможно, именно ликвидация местного самоуправления является не проговариваемой целью всех реформ. Государственная машина РФ просто не видит места для самоуправления, которое, несмотря ни на что, слишком близко к народу, а следовательно, очень плохо контролируемо и управляемо. Так что совсем не удивляют факты, когда на уровне Конституционного суда даются определения актам властей субъектов федерации, как противоречащим Конституции, потому что они перераспределяют в пользу региона полномочия, отнесенные в сферу ведения исключительно местного самоуправления.
Вообще историю изменений в российском законодательстве о местном самоуправлении можно читать как непрерывную череду потерь. У самоуправления постоянно что-то забирали. Перемены обозначились примерно в 2018 году. Но это были очень странные перемены. Все началось с публикации статьи «Буква и дух Конституции» авторства председателя Конституционного суда РФ В. Зорькина. Там он назвал местное самоуправление «нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации» и отметил, что происходит противопоставление органов местного самоуправления органам государственной власти.
Впервые был обозначен курс на слияние местное самоуправление и государственной власти. Российское законодательство не считает местное самоуправление частью системы государственной власти, рассматривая его как нечто особенное. В принципе, это правильно, если следовать той логике, что всё происходящее на местах – это самоуправление независимых гражданских общин. Но фактически, в РФ это всего лишь нижняя ступень государственной власти, причем из-за своего неполноценного статуса – самая обделённая. Обязанности есть, и немалые, а права минимальны. При этом в Конституции РФ как в редакции 1993 года, так и в редакции 2020 года говорилось о наделении органов местного самоуправления «отдельными государственными полномочиями», что само по себе породило дискуссию среди юристов, которая не утихает по сей день. Какова компетенция местного самоуправления в РФ? Точного ответа на это вопрос не знает, пожалуй, даже Конституционный суд. И если в реальности происходит смешение муниципальных и государственных органов, то зачем сохранять бессмысленное их разделение? Споры вокруг идей, высказанных Зорькиным, были связаны именно с этой проблемой.
Ответ был дан в поправках к Конституции, подготовленных в 2020 году. Там в ст. 132 п.3 было предельно четко сформулировано: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Казалось бы, появилась некоторая определённость, но при этом возник забавный парадокс: термин «публичная власть» в Конституции есть, а что он означает – не определено. В результате понятие публичной власти всякий может трактовать так, как считает нужным, что уже и происходит.
Следовательно, можно признать, что долгожданная реформа оказалась практически бесполезной и бессмысленной. Надо было или идти до конца и отменять неопределённый статус местного самоуправления, вводя его в систему государственной власти (что было бы логично, учитывая стремление государственного аппарата выстроить максимально простую и унифицированную «вертикаль власти»), либо давать местному самоуправлению куда больше прав, на что, впрочем, государство сейчас точно не готово пойти.
К сожалению для всех граждан России, любая попытка соорудить сейчас работающее местное самоуправление по западным стандартам, скорее всего, будет обречена на провал. Нет базы для самоуправления в обществе, нет работающих правовых норм, зато есть очень сильное желание органов государственной власти рассматривать местное самоуправление как нечто малозначимое и полностью подчинённое «вертикали». Так что местное самоуправление сейчас не более чем самолеты из палок и аэродромы на песке, построенные туземцами островов Тихого океана в надежде на падающие с неба щедрые дары демократии. Внешне похоже, но не взлетит. Чтобы полететь – надо стоить не декорацию, а самый обычный, пусть для начала примитивный и дешевый самолет.
И, наконец, главная проблема, о которой уже упоминалось – отсутствие эффективного механизма финансирования местного самоуправления, о чём пойдет речь в следующей статье.
Материал подготовлен аналитической службой Партии прямой демократии