Как реагировать на новые санкции США?
Вашингтон записал 45 российских организаций в группу «конечных военных пользователей» – тех, кто сотрудничает с вооруженными силами страны. После чего Минторг США ввел санкции в отношении списка, в который вошли Минобороны России, Службы внешней разведки, госкорпорации «Ростех», холдинга «Вертолеты России», Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и другие.
Также в списке компаний и корпораций оказались специальный летный отряд «Россия»; «Гражданские самолеты Сухого», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и ракетно-космический центр «Прогресс» («Роскосмос»), Научно-исследовательский институт автоматики имени Н.Л.Духова и Институт им. А.П.Александрова («Росатом»).
Теперь для того, чтобы отправить указанным в перечне организациям товары из США, будет необходима специальная лицензия, выданная министерством торговли.
О том, какой должна быть реакция на санкции, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Единственным случаем контрсанкций с нашей стороны до сих пор остается продовольственный кейс 2014 года (персональные санкции в отношении нескольких сотен обитателей украинского зоопарка здесь не в счет). Принятый в 2018 году с немалой помпой закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» выглядит очень грозно (а в первых чтениях был и еще грознее), но не применялся по прямому назначению ни единого раза.
Поскольку очередной пакет санкций обещает быть крайне чувствительным для нашей промышленности, самое время вспомнить, что и впредь они будут вводиться тем охотнее, чем больше будет уверенность в безнаказанности. Если будем продолжать ограничиваться выражением глубокой озабоченности, дистанция до экстерриториального запрета на покупку у России энергоносителей (цены до небес, перспективы американского нефтегаза – туда же) или на продажу России лекарств с медтехникой может оказаться короче, чем кажется.
Начинать искать варианты реакции, которая может быть только асимметричной, пора уже всерьез. Воздушное пространство. Объекты интеллектуальной собственности. Соцсети и прочие интернет-монополисты, про которые говорено-переговорено столько раз. Случай тот, когда в очередной раз отмолчаться для власти будет означать проявить слабость, а это самое последнее, что может себе позволить любая власть в России: такое представление слишком плохо обратимо и слишком легко овладевает массами.