Минцифра подарила рынок АСКУЭ России стартапу
Под занавес года, 30 декабря 2020, Минцифра издала приказ, согласно которому единственным протоколом беспроводной передачи данных с «умных» счётчиков электроэнергии в России является… NB-Fi.
Скорее всего, если вы не занимаетесь профессионально беспроводными системами или АСКУЭ (автоматизированными системами контроля и учёта энергии), то вы даже не слышали о существовании такого стандарта.
NB-Fi – это разработка сколковского стартапа «Waviot» (ООО «Телематические решения»), компании с довольно сложной судьбой: она образовалась в результате ссоры основателей другого аналогичного стартапа, «Стриж» (ООО «Стриж-Телематика»), в 2017 её основатель и гендиректор Евгений Ахмадишин был арестован по делу о поставке компанией «Интеллектуальные транспортные системы», предшественницы «Стрижа», умных датчиков парковки для стоянок ЦАО Москвы (по мнению следствия, были поставлены датчики ненадлежащего качества, а с целью сокрытия этого организована коррупционная схема с участием нескольких чиновников, имевших право принятия решения по проекту). С 2018-го торговая марка принадлежит ООО «Телематические решения», находящейся в совместной собственности девелопера Coalco и американской компании «Вавиот Интегральные Системы», а Евгений Ахмадишин, по данным TAdviser, там более не работает. Компания является резидентом фонда «Сколково».
NB-Fi – собственная разработка компании, на данный момент на неё компанией разработан ГОСТ, проходящий публичное обсуждение в Техническом комитете 194. Это уже вторая версия стандарта – первая была с помпой объявлена в феврале 2019 года, но вызвала такое количество претензий со стороны экспертов (стандарт был крайне плохо проработан с чисто технической стороны), что её пришлось полностью переделывать.
Первая версия стандарта NB-Fi была вынесена в ТК 194 с прямым и активным участием «Ассоциации Интернета Вещей» за подписью её генерального директора Андрея Колесникова — что вызвало крупный скандал внутри Ассоциации, многие члены которой были возмущены подобными действиям не просто без их согласия, а даже без предварительного уведомления (на момент описываемых событий автор состоял в Ассоциации в качестве приглашённого эксперта).
Думаем, этого введения уже достаточно, чтобы понять, что руками Минцифры сделано что-то очень странное:
- Приказом министерства из всего многообразия стандартов, присутствующих на рынке — LoRaWAN, классический GSM, NB-IoT, XNB, Wireless M‑Bus и другие — выбран один конкретный.
- Этот стандарт юридически даже не является ещё стандартом, так как «гостирование» его первой версии уже провалилось, а вторая лишь на стадии «публичного обсуждения» (берём эти слова в кавычки, так как никакой публичности в работе ТК 194 нет: замечания к стандарту принимаются, но обсуждаются за закрытыми дверями).
- ГОСТ описывает лишь общую реализацию протокола передачи данных, но для его воплощения в реальные системы требуется не меньше года работы команды профессиональных электронщиков и программистов – таким образом, ООО «Телематические системы» уже на этом этапе получает конкурентное преимущество как единственный на рынке обладатель готового к использованию оборудования.
- «NB-Fi» является торговой маркой ООО «Телематические системы», так что, даже если сторонние производители оборудования найдутся, вопрос подтверждения ими факта соответствия оборудования стандарту NB-Fi не урегулирован – и производителям придётся либо идти сложным путём доказательства соответствия их реализации ГОСТу, либо договариваться с ООО «Телематические системы» на выгодной для последней условиях об использовании торговой марки.
То есть, по сути – Минцифра просто приказом отдала растущий рынок «умных» счётчиков электроэнергии (оснащённых беспроводной передачей данных) конкретной коммерческой компании.
Это уже не техническая борьба стандартов и не импортозамещение. Это – ситуация, разбираться в причинах возникновения которой должна Федеральная антимонопольная служба, с вероятной передачей результатов разбирательства в Генеральную прокуратуру РФ.
Олег Артамонов
Генеральный секретарь
Партии прямой демократии