Риски покупки жилья на вторичном рынке растут
На рынке недвижимости растет количество продаваемых квартир с проблемными документами, отмечают эксперты и риелторы. Они связывают происходящее с ростом спроса на жилье и одновременным «вымыванием» наиболее качественных лотов с рынка.
Всего за полгода проблемных объектов на рынке вторичного жилья стало на 15% больше. Речь идет о квартирах, только что полученных в наследство, находящихся в залоге у банков, принадлежащих собственникам с долгами по ипотеке либо за ЖКХ, либо с хозяевами на этапе банкротства. Риск для покупателя утратить право собственности в подобных случаях может быть довольно высок, а сейчас юридические сложности имеют до 30% объектов в экспозиции.
За второе полугодие 2020 года объем предложения на рынке вторичного жилья России сократился на 38,7%. Сокращение связывают с низкими ипотечными ставками, притоком инвесторов и некоторой изначальной ограниченностью предложения на рынке «вторички».
О дополнительных рисках покупки жилья на вторичном рынке предупреждает глава юридической службы Партии прямой демократии Борис Чигидин:
В числе прочих рисков покупки квартир на «вторичке» советую покупателям особо иметь в виду риск банкротства кого-либо из предыдущих собственников квартиры. Этот риск сравнительно нов, и именно поэтому он требует специального внимания.
Если в юридической истории квартиры есть сделка ее дарения или продажи по очевидно заниженной цене, а впоследствии такой даритель или продавец попадает в процедуры банкротства, у его кредиторов появится право оспорить эту сделку как подозрительную, и в случае успеха шансы текущего собственника сохранить квартиру за собой будут крайне сомнительны. В зависимости от конкретных фактических обстоятельств под огонь могут попасть сделки, совершенные в течение года или даже трех, предшествующих принятию заявления о признании дарителя/продавца банкротом.
Наименьшее, что необходимо сделать, изучая вопрос о возможности покупки квартиры с такой историей – выяснить, имеется ли рискованный даритель/продавец в общедоступных едином федеральном реестре сведений о банкротстве и официальной базе данных исполнительных производств. Если он найдется в реестре, вопрос о покупке должен отпасть сразу. Если в базе – он разрешается в зависимости от суммы и давности долгов.
Сказанным обсуждаемый аспект далеко не исчерпывается: само по себе отсутствие рискованного дарителя/продавца в упомянутых реестре и базе не дает стопроцентной гарантии, что он там не появится завтра. Поэтому при выявлении данного риска следует либо обсудить с риэлтором пути его дальнейшей минимизации, либо отказаться от сделки в принципе.