Нужно ли отменять статус ИП?
Вчера бизнес-омбудсмен Борис Титов высказался об индивидуальном предпринимательстве, критикуя «некую нелогичность в вопросе вывода финансов». Являясь одновременно и уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, и председателем наблюдательного совета Института экономики роста им. Столыпина, Титов рассуждал об идее возможной отмены статуса ИП при сохранении только статусов самозанятых и юридических лиц. Несмотря на то, что люди привыкли к системе, нужно «находить какие-то меры, очень постепенного, не сложного и не наносящего ущерб людям пути», ведь «когда-то надо будет менять очень многие вещи».
Член ВКС Партии прямой демократии Сергей Нестерович выражает несогласие со взглядами бизнес-омбудсмена на вопросы статуса индивидуальных предпринимателей и рассуждает о мерах, необходимых для роста экономики:
Я очень уважаю деятельность господина Титова, однако, в данном конкретном случае он демонстрирует не работу бизнес-омбудсмена, а работу лоббиста организации «Деловая Россия», сопредседателем которой он является. Продвижение подобной идеи не имеет отношения к защите интересов бизнеса, а является попыткой административной зачистки рынка от малого бизнеса в пользу среднего.
Господин Титов не производил никаких консультаций с миллионами российских ИП, выясняя, является ли отмена их статуса ожидаемым ими решением. Он просто настаивает на необходимости повысить их транзакционные издержки путем навязывания им необходимости открывать полноценные юрлица и тем самым убрать часть их с рынка. Эта позиция вызывает недоумение.
Также расстраивает, что господин Титов в своем интервью ТАСС использовал прямую неправду. Его формулировка «В компаниях <…> – разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги. <…> Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность» содержит два последовательно ложных утверждения, которые он не мог сделать по ошибке. Разумеется, счета ИП как бизнеса ведутся раздельно и, разумеется, ИП платит налоги и взносы на соцстрах до вывода денег.
Использование подобных приемов ведения полемики со стороны публичного лица, которое в теории должно защищать и мои интересы, как Индивидуального Предпринимателя, разочаровывает.
И то, что он в следующем же своем комментарии уже открестился от идеи – совершенно не убеждает. Все мы взрослые люди, и понимаем, что это такое стандартное pr-зондирование непопулярной идеи – в формате «заброс – отскок» с последующим анализом общественной реакции. Если бы тема не стояла на повестке дня для господина Титова, он бы вряд ли стал бы ее публично обсуждать, тем более со ссылками на институт, где он возглавляет наблюдательный совет.
Уверен, что Борису Юрьевичу сейчас необходимо покинуть пост бизнес-омбудсмена и сосредоточиться на своей работе в «Деловой России» с тем, чтобы исключить дальнейший конфликт интересов.
Отдельно хочется высказаться о позиции экспертов Института экономики роста, чью позицию привел господин Титов для обоснования идеи о ликвидации статуса ИП. В команде института есть много уважаемых экономистов, но последние упоминания этих людей в прессе заставляют думать о том, что либо журналисты искажают их позицию, либо они безнадежно потерялись в прошлом. И здесь речь идет не только о ликвидации статуса ИП, но и про заявленный им подход по искусственному и очень серьезному ограничению уровня доходов граждан с прогрессивным налогом на доходы свыше ста тысяч рублей, на который ссылается в своей недавней публикации газета «Коммерсанть».
Для меня очевидно, что ни о каком росте экономики при таком подходе речи не пойдет. Или у граждан специалистов есть неправильное понимание того, что такое «экономика», и в чьих интересах она должна оптимизироваться. Предлагаемые ими меры – это не меры экономического роста, а меры по проведению политики искусственно организованной бедности населения, которые будут способствовать обрушению потребительского рынка, в частности, рынка жилья и последующему падению связанных с этим рынком отраслей, в том числе строительной. Для меня очевидно, что оптимизация экономики должна проводиться в интересах максимально широкого слоя граждан, а не в интересах узкой кучки сырьевых экспортеров, ориентированных на экспорт продукции низких переделов.
Реализация заявляемых специалистами института мер, включающих одновременно и прогрессивную шкалу НДФЛ с высоких зарплат, и ликвидацию статуса ИП, приведет к массовому оттоку высококвалифицированных специалистов за рубеж, даже несмотря на глобальный локдаун, вызванный COVID-19.
Могу сказать, что российская отрасль IT сейчас напрямую участвует в глобальной конкуренции, в которой зарплатный фактор является критическим, а мобильность специалистов, работающих дистанционно, очень высокой. Только-только государство предприняло действенные шаги на встречу IT-бизнесу путем ввода налоговых льгот – и, на тебе! Товарищи ученые предлагают все это ликвидировать. А ведь IT-специалисты – это всего лишь наиболее мобильная часть высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, а люди из других отраслей, включая нефтегазовую, тоже не станут сидеть сиднем, если им разом уничтожить жизненные перспективы, по сути, отобрав возможность нормально зарабатывать.
Я уверен, что продвигаемый институтом подход к реформе экономики ошибочен и не выгоден никому, кроме довольно узкой группы лиц, чья экономическая деятельность связана с экспортом низкорентабельной и низкотехнологичной продукции. Этакое продвижение экспортеров глинозема и щебня, добываемых лопатами и ломами.
Ликвидация статуса ИП, вдобавок, убьет нижний сегмент розничной торговли – и на выходе мы получим структуру экономики хуже, чем в начале 1920ых годов.
Уверен, это – не то, чем нужно заниматься бизнес-омбудсмену и уважаемому экономическому институту на фоне продолжающегося мирового экономического кризиса.