Высшее образование без излишеств
Доля родителей, планирующих получение высшего образования для своих детей, сократилась в два раза за последние 10 лет. Согласно опросу, проведенному среди родителей детей, заканчивающих в этом году школу, 21% из ответивших родителей планирует для своих детей поступление в среднее профессиональное, а не в высшее учебное заведение. В 2010 году подобным образом отвечали только 8% опрошенных.
Отправлять детей в вуз сейчас планируют 43% родителей, а одиннадцать лет назад ответивших так было 83%. Доля желающих высшего образования для своих детей родителей снижалась постепенно, но за последний год скачок произошел очень резко – ещёв 2020 году их было 48%, то есть на 5% больше.
2% родителей полагают, что их дети после школы не продолжат получение образования, а выйдут на работу. Дети 26% респондентов еще не определились, 8% затруднились ответить сами.
Рост популярности колледжей и профучилищ – хорошо это или плохо? Рассуждает член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:
На первый взгляд может показаться, что новостей о будущем снижении количества поступающих в вузы выглядит не очень хорошо, а также тревожно. Но на самом деле это не совсем так.
Во-первых, речь ведь идёт о поступающих, а не о местах в вузах – так что в целом результатом станет, в общем и целом, лишь уменьшение конкурса. Да, несколько более жёсткий отбор, но маловероятно, что «пролетят» более достойные: тем более, в условиях ЕГЭ. Гипотетически проблема (условно говоря, недобор) может возникнуть лишь в тех вузах, где конкурса и вовсе не было (или был, но минимальный). Но тут уже более интересен вопрос, зачем вообще нужны такие вузы.
Однако более интересен более общий вопрос: а не слишком ли у нас в стране много людей с высшим образованием? И тут выясняется интересный момент: советский бэкграунд, по счастью, никуда не делся – и на общемировом уровне Россия выглядит очень неплохо, занимая в мире одно из первых мест по числу выпускников на душу населения.
Мы ощутимо опережаем крупнейшие страны Европы и даже Швейцарию. При том, что – будем смотреть правде в глаза – квалифицированных рабочих мест у нас едва ли больше. Так что нынешнюю новость едва ли можно считать поводом для пессимизма.
А вот рост популярности профессионального образования – новость вообще однозначно хорошая. Именно эта ниша специалистов на рынке труда до последнего момента ощутимо проседала. Возможно, имеет смысл говорить о том, что «рынок сам решил» – и соображения престижа уступили место подходу более практическому. И это, повторимся, скорее хорошо.