Зачем отмеривать, если можно отрезать?
Сообщается, что российские власти планируют на время запретить вывозить бензин из страны. Минэнерго уже поручили разработать проекты нормативных документов, устанавливающих запрет на временный экспорт «отдельных видов нефтепродуктов». Топливо хотят внести в перечень «существенно важных для внутреннего рынка» товаров, в отношении которых «в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта».
Запрет экспорта российского бензина в страны за пределами ЕАЭС необходим для сдерживания стоимости бензина, ввести его могут на ограниченный период времени.
О запрете бензина рассуждает член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:
На первый взгляд может показаться, что обсуждаемая мера – вещь полезная и патриотичная, да и вообще: принимается на некую перспективу. Однако здесь возникает целый ряд «но».
Начнём с конца. Исключительные случаи, при которых, согласно проекту, «могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта», могут наступить рано или поздно – и они, конечно же, наступят. Чеховское ружьё просто обязано выстрелить, а в современных российских реалиях происходит это, как правило, отнюдь не в последнем акте. Позволим себе даже дать небольшой прогноз: если проект будет воплощён в жизнь в ближайшее время, то первого запрета по нему можно ждать прямо в августе. В начале осени, с началом уборочной страды и завершением каникул, бензин у нас дорожает практически ежегодно.
Ну да, деловая активность у нас (как и во всём мире) сократилась, и едва ли восстановится до осени; сказанное относится и к грузоперевозкам, и к пассажироперевозкам. Но вот что можно прогнозировать вполне уверенно – так это то, что нефтебензиновые короли будут, как обычно, верещать об ужасном дефиците бензина (при сниженном спросе, ага).
Собственно, они всегда так и поступают: «за бугор» продавать выгоднее, и в споре между прибылью и «социальной ответственностью бизнеса» неизменно побеждает понятно что. Каждую осень антимонопольщики начинают свирепо морщить усы, обличать очередной бензиново-картельный сговор – и иногда даже немножко штрафовать всесильных нефтяников за повышение цен (тоже ведь альтернатива экспорту). Работает? Ну, как сказать, если каждый год одно и то же.
При том, что в целом именно деятельность анитмонопольной службы должна быть направлена на пресечение подобных случаев: это сомнениям не подлежит. Равно как и регуляция посредством высоких вывозных пошлин. Всё это делается, но … см. выше, каждую осень – одно и то же. Понятно, что регуляторы не виноваты в том, что за 30 лет новейшей истории России построено примерно полтора новых НПЗ – ну, а кто в этом виноват? Новых НПЗ нет, автопарк растёт, урожаи растут, спрос на горючку растёт – понятно, что без некоторого дефицита никак. При том, что за рубеж продавать всяко дороже.
Не получается как следует отмерить, так давайте просто отрежем – в смысле, запретим? Тактически это – решение, в чуть отдалённой перспективе – уже нет.
Тем более, речь идёт фактически о запрете на экспорт продукции высокого передела, что само по себе моветон. При том, что экспорт самого-то сырья запрещать явно никто не собирается. То есть даже не «бензоколонка», а «нефтеколонка» и прочая сырьевая экономика, пресловутая. Всё равно как запретили бы экспорт, скажем, древообработки – а вот кругляк вывози сколько хочешь! Зачем производить высокую прибавленную стоимость, пусть её прибавляют в других странах!
В общем, как сказал бы В.И. Ленин, «формально правильно, а по сути издевательство».