Россияне распробовали еду по доставке

Для кафе и ресто­ра­нов 2020 год ока­зал­ся непро­стым, но вот интернет-продажи еды вырос­ли в четы­ре раза, сооб­ща­ют «Известия». Согласно иссле­до­ва­нию Tinkoff Data, малые пред­при­я­тия смог­ли быст­рее адап­ти­ро­вать­ся к изме­не­ни­ям, а спрос на достав­ку гото­вых блюд и про­дук­тов про­дол­жил рас­ти даже после сня­тия огра­ни­чи­тель­ных мер. Получается, что малый биз­нес успеш­но кон­ку­ри­ру­ет с круп­ны­ми тор­го­вы­ми сетями.

Так, за 2020 год толь­ко 13млн кли­ен­тов «Тинькофф» зака­за­ли постав­ки гото­вой еды и раци­о­нов более чем на 3 млрд руб­лей, уве­ли­чив сум­му в срав­не­нии с 2019 в четы­ре раза (на 2,3 млрд руб­лей). Весь рынок e‑grocery за про­шлый год вырос в 3,5 раза, до 155 млрд рублей.

Аналитики отме­ча­ют силь­ное уве­ли­че­ние обо­ро­тов игро­ков рын­ка достав­ки в апреле-мае и в декаб­ре 2020 года, когда люди либо нахо­ди­лись в само­изо­ля­ции, либо гото­ви­лись к празд­ни­кам. С апре­ля 2020 обо­ро­ты сер­ви­сов достав­ки еды и про­дук­тов пита­ния вырос­ли почти в два раза (то есть на 94%). Доставка пре­кра­ти­лась из собы­тия в повсе­днев­ный момент, отно­ше­ние и потре­би­тель­ское пове­де­ние изме­ни­лись доволь­но мас­со­во. Подключиться к достав­ке и нала­дить логи­сти­ку малый биз­нес сей­час может весь­ма быст­ро, но в сто­ли­цах кон­ку­рен­ция с круп­ны­ми служ­ба­ми достав­ки для вла­дель­цев неболь­ших биз­не­сов чаще ока­зы­ва­ет­ся про­иг­рыш­ной, чем в регионах.

На дан­ный момент рынок достав­ки еды в России состав­ля­ет толь­ко 1% от все­го обо­ро­та про­дук­то­во­го ритей­ла, так что ему есть, куда рас­ти: для при­ме­ра, в США он дости­га­ет 7%, а в Южной Корее – око­ло 17%.

Аналитики про­гно­зи­ру­ют рост рын­ка достав­ки про­дук­тов по ито­гам 2021 года до 250 млрд руб­лей, то есть при­мер­но в два раза. Член экс­перт­но­го сове­та Партии пря­мой демо­кра­тии Сергей Ильин счи­та­ет, что в циф­ры вкра­лись неточности:

Начну с доволь­но оче­вид­но­го мину­са иссле­до­ва­ния (точ­нее, ста­тьи в Известиях): крайне стран­ная ситу­а­ция с циф­ра­ми. Чтобы дале­ко не ходить, нач­нём пря­мо с под­вод­ки: «рынок может уве­ли­чить­ся до 250 млрд руб­лей в 2021‑м, пола­га­ют экс­пер­ты». Но поз­воль­те, ниже мы видим таб­ли­цу по ито­гам рынка-2020, где толь­ко пер­вые шесть пози­ций в сум­ме уже дают 300 млрд. Опять-таки, в таб­ли­це мы не видим, к при­ме­ру, Ленту – кото­рая, судя по циф­рам, при­ве­дён­ным в ста­тье, одно­знач­но долж­на там быть.

Но всё это дета­ли. Главное – и вер­ное по суще­ству – то доволь­но оче­вид­ное обсто­я­тель­ство, что рынок достав­ки про­до­воль­ствия уже вышел на новый уро­вень. «Очевидное», заме­тим, в самом пря­мом смыс­ле: коли­че­ство вело­ку­рье­ров с рюк­за­ка­ми и в жиле­тах жёл­то­го и зелё­но­го цве­та (фир­мен­ные цве­та два круп­ных достав­щи­ков еды), к при­ме­ру, вырос­ло за год в разы, бук­валь­но на наших гла­зах. И да, оче­вид­но, что рост про­дол­жит­ся и далее, уже без при­вяз­ки к несколь­ко исте­ри­че­ско­му всплес­ку спро­са вре­мён мак­си­маль­ной нев­ро­ти­за­ции и к огра­ни­че­ни­ям пери­о­да локдауна.

Здесь, навер­ное, мож­но гово­рить о каче­ствен­ном изме­не­нии потре­би­тель­ско­го пове­де­ния: рос­си­яне, так ска­зать, «рас­про­бо­ва­ли» еду по достав­ке – и нашли её весь­ма удоб­ной. Зачем тра­тить вре­мя на поезд­ку в попу­ляр­ный дис­ка­ун­тер и дли­тель­ные про­гул­ки по нему с тележ­кой, если мож­но за пол­ча­са выбрать всё на сай­те и спо­кой­но ждать курье­ра? Тем более, ждать недол­го: достав­щи­ки и сбор­щи­ки быст­ро вышли из сту­по­ра, уси­ли­ли логи­сти­ку – и ситу­а­цию про­шлой вес­ны, когда выпол­не­ния зака­за мож­но было про­ждать несколь­ко дней, мож­но счи­тать забытой.

Так что рынок одно­знач­но будет рас­ти: тем более, что потен­ци­ал тут, как резон­но отме­ча­ет­ся в ста­тье, огром­ный (это пока­зы­ва­ет и срав­не­ние доли дан­но­го сег­мен­та рын­ка в России и в дру­гих стра­нах). И это, навер­ное, хорошо.

Единственное, что выгля­дит не столь радуж­ным – это поло­же­ние мало­го биз­не­са, о пре­крас­ных пер­спек­ти­вах кото­ро­го рапор­ту­ют авто­ры ста­тьи. Пока что нали­цо ско­рее успе­хи круп­ных и сверх­круп­ных игро­ков, отрасль, так ска­зать, «оли­го­по­ли­зи­ру­ет­ся». Что до «малы­шей», то что-то под­ска­зы­ва­ет нам: для МСБ на этом рын­ке оста­нут­ся, как водит­ся, толь­ко ниши, при­чём не очень боль­шие. Как, соб­ствен­но, и «боль­шом» про­дук­то­вом ритейле.

Что, конеч­но, едва ли вол­ну­ет рядо­во­го потре­би­те­ля. Но с точ­ки зре­ния мак­ро­эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции в стране дале­ко не столь хорошо.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.