И ваш приз – автомобиль!
Как нужно было организовать маркетинговую кампанию вакцинации
В трудных условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией московские власти продолжают демонстрировать неистощимость на выдумку, полагает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин, рассказывая, как лучше было бы организовать стимулирование в прививочной компании.
Детские и спортивные площадки снова обматываются лентой цвета белорусского экстремизма и обклеиваются грозными объявлениями «И подумать не моги!» С.С. Собянин, докладывавший президенту и населению о собственной вакцинации в начале сентября, сейчас докладывает о ревакцинации, потому что «за год» (с начала сентября до начала июня, не иначе) антитела поистратились. А московская мэрия завлекает несознательные массы прививаться обещанием раз в неделю разыгрывать среди уколовшихся за отчетный период пять машин по миллиону рублей каждая. Поскольку объять необъятное невозможно, подробно поговорим только о последнем.
В самую первую очередь восхищает бюджет маркетинговой кампании стратегической значимости, адресованной почти 10-миллионной аудитории: пять миллионов рублей в неделю. Мизер, кошкины слезы, статистическая погрешность. Это, впрочем, надо полагать, как раз осознают довольно быстро и исправятся. Куда серьезнее, судя по старту кампании, сомнения в вопросе, получится ли использовать выделенный ресурс, независимо от его размера, с умом, то есть с максимальной удельной эффективностью.
Задачу на днях с приемлемой точностью сформулировал академик Гинцбург: цифру в 10 тысяч прививающихся в столице в день необходимо увеличить минимум в 7–8 раз. Распределение 5‑миллионного недельного бюджета на это стимулирование на пять кусков по миллиону свидетельствует не только о невладении принимавшими это решение элементарными, школьными основами профессионального маркетинга, но и просто о скудости их воображения.
Если для простоты оперировать теми же 5 миллионами рублей в неделю, то на массиве десятков, а в перспективе сотен тысяч адресатов за эту самую неделю разыгрываться должны не пять призов по миллиону, а тысяча (на самом деле, конечно, минимум на порядок больше) – по пять тысяч. Чтобы шансы каждого, кого имеется в виду простимулировать привиться материально, получить вместе с уколом небольшой, но приятный бонус были близки процентам примерно к десяти.
Эти бонусы, имея приблизительно одну цену, обязаны быть как можно более разнообразными по наполнению, чтобы попадать во все сегменты аудитории – и более того, предоставляться победителям на выбор. Для автомобилистов – сертификат литров на сто бензина. Для безлошадных – предоплаченная на сопоставимую сумму «Тройка». Для пенсионеров – продуктовый набор установленного образца или даже любого из нескольких образцов. Для хипстеров – месяц бесплатного проката велосипеда. Для родителей – сертификат в магазин товаров для детей. Для несознательной молодежи – ваучер в пивную. Для поклонников БДСМ (не запрещено в Российской Федерации) – билет в ВИП-ложу на сборную России. И таких адресных предложений для сколь угодно обособленных сегментов общей аудитории, выбрать из которых по себе не затруднится абсолютно любой, можно продумать десятки, было бы понимание и желание.
И вот на этот фундамент уже можно водружать в качестве вишенки на торте главный приз с действительно солидной стоимостью. Предварительно либо исчерпывающе убедившись, что НДФЛ по ставке 35% на такой приз начислению не подлежит, либо предусмотрев у приза наличие денежной части, не выдаваемой на руки, а направляемой в погашение НДФЛ, либо обратившись к федеральному законодателю, чтобы очень быстро исключил налогообложение призов, выдаваемых в порядке стимулирования вакцинации.
И не менее важно озаботиться вопросом совсем уже недорогой, но тоже разнообразной и обязательно качественной сувенирки, которая прилагалась бы абсолютно к каждому прививочному сертификату, работая на повышение престижности затеи в целом.
Так или примерно так материальное стимулирование прививочной кампании могло бы быть организовано по уму. Само собой разумеется, что это требует качественно иного уровня интеллектуальных и организационных усилий, чем решение раз в неделю разыгрывать по пять машин экономкласса среди десятков тысяч претендентов.
А поскольку никаких гарантий, что московские власти не пойдут и дальше по пути наименьшего сопротивления, быть не может, то каждого, кто дочитал до этого места и не привит до сих пор, прошу услышать, что единственно возможное решение взрослого человека – это вакцинация (и как можно скорейшая) не в надежде на призы любого рода, а сохранения своего и ближних здоровья ради.